Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Скорбим ли мы, [скорбим] для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, [утешаемся] для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении. (2Кор.1:3-7)

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога и общение Святого Духа да пре будут со всеми вами!

Дорогие братья и сестры! Меньше месяца осталось до празднования Пасхи – славной победы Господа над злом. Четвертое воскресенье Страстного времени называется прото-Пасхой. В лозунге недели одно пшеничное зерно, которое бросается в землю, умирает, но вскоре из него прорастает новое растение, а на его колоске зеленеет уже 45-50 зерен. Это простое объяснение того, что произошло на Пасху. Иисус умирает, но это не конец. Он воскресает из мертвых. И с Его воскресения также возникает Церковь, десятки и потом, как в геометрической прогрессии все больше и больше христиан. Хотим мы этого или нет, но так запланировал преобразовать этот мир Бог – сначала страдание, унижение и смерть, затем воскресение и слава.

Во время войны, нам следует понимать, что все, что происходит с нами, является своеобразным крестным путем, его должны непременно пройти, как последователи Иисуса. На этой дороге нам обещаны не только трудности, но и утешение.

Текст к проповеди из 2-го послания к Коринфянам сосредотачивает наше внимание именно на этом – трудностях и утешении. Можно выделить 3 подтемы:

1. Бог заботится. Бог есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения». Вы когда-нибудь думали, что когда случается что-нибудь ужасное, то Бог не увидел? Но это не так. Он знал, что это произойдет. Ему не нравится видеть, как мы страдаем. Иногда мы страдаем из-за своих действий. Иногда мы страдаем из-за испорченного грехопадением мира, в котором живем, но несмотря ни на что, Бог может взять на Себя наши страдания и вместо того, чтобы сказать «Видишь, Я же тебе говорил о последствиях», Он просто берет и утешает нас.

Откуда приходит настоящее утешение, когда христианин пребывает в беде? От привилегий, должности или имущества? Нет, это не так. Когда требуется настоящее утешение, вышеупомянутые вещи не имеют значения. Это ясно видно сейчас, когда сильные мира сего убегают из разрушенных современными нацистами городов и сел, их материальные блага мало помогают и вообще не приносят никакого мира и спокойствия. Апостол говорит нам, что источником истинного наслаждения является Бог. Сам Бог является нашим Утешителем. Когда христианин обеспокоен и испытывается, сам триединый Бог – приходит и стоит возле него. Бог явлен в Священном Писании в трех лицах, и все описаны как вовлеченные в это служение утешение.

Когда речь идет о жизненно важной роли утешения и поддержки народа Божия, Павел видит Бога не только как нашего творца, но и как «отца нашего». Термин «Отец» показывает более нежные отношения. Иисус говорит об Отце, что Он знает, в чем мы имеем нужду (Матфея 6:32).

Павел описывает Его как «Отца Господа нашего Иисуса Христа». Пока Иисус не пришел в тело, Божье откровение о Себе было неполным, но теперь мы знаем Бога, которым Он явлен в Своем Сыне. Иисус сказал апостолу Филиппу: «Видевший Меня видел Отца» (Иоанна 14:9). Павел писал коринфским верующим, которые были знакомы с историями о действиях Иисуса на Земле, о Его служении исцеления и освобождения. Но мы также, хотя разделены с ними более чем в 2000 лет, имеем евангельские свидетельства, чтобы укрепить нашу веру в Бога как Отца нашего Господа Иисуса Христа. Он стоял рядом со скорбящими Марфой и Марией после потери их брата Лазаря. Вот каков Бог. Любящий Отец, стоящий рядом с нами.

2. Страдание приближает нас ко Христу и делает нас похожими на Него. Слово «утешение» происходит от того же корня, который используется для обозначения Святого Духа – parakaleo, что означает «призван быть рядом». Божье утешение приходит в двух формах: утешает нас и помогает нам. Когда все очень плохо, приближайтесь к Богу, вместо того чтобы обижаться на Него, склоните вашу голову в молитве.

Когда Иисус прощался со своими учениками, он пытался заверить их, что не оставит их без удовольствия. Он послал им другого Утешителя – Святого Духа. Он как исполнительный директор от Святой Троицы. В христианских конфессиях часто есть исполнительный совет, конкретная ответственность которого заключается в выполнении положений конституции и решений. Например, в НЕЛЦУ это Президиум Синода. Чтобы он мог это сделать, значительные полномочия возложены на его членов, специально избранных для этого. Тем более если думать о работе Святого Духа. Он Третье Лицо Троицы, часть Божества. Это Он служит источником нашего комфорта. Приведенная мною иллюстрация Синода довольно несовершенна, потому что, как бы ни были добрыми намерения, они часто не могут выполнить все, что хотят. Да с нами случилось в 2022, имели столь серьезные планы на весенний Синод, но началась война. Но Святой Дух другой. Он всемогущ, он Бог.

Если страдание делает нас похожими на Иисуса, и мы проходим крестный путь, то что может произойти хуже всего? Ты умрешь. И что? Если знаешь Иисуса, в Завете с Ним, то начнется жизнь вечная. Так все может получиться не так, как вы хотели бы, но если это сделает вас больше похожими на Него – то воля Божия совершилась.

 3. Страдания приходят, чтобы мы могли помочь ближним. Можно ли помочь своим опытом страданий другим? Так можно. Возможно, вы потеряли родителей в результате несчастного случая, возможно, вы потеряли дом, возможно, вы страдали от болезни – во что бы то ни стало, Бог хочет использовать вас, чтобы пройдя сложности вы подбадривали других.

Далее Павел приводит конкретный пример: Ибо мы не хотим оставить вас, братья, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который избавил нас от столь [близкой] смерти и избавляет и на Которого надеемся, что и еще избавит при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. (2Кор.1:8-11)

У Бога есть цель во всем, что Он делает. У Него есть цель – утешить Свой народ. Это, как пишет Павел, «чтобы мы могли утешить тех, кто в любой беде, утешением, которое мы сами получили от Бога. Ибо так же, как страдания Христа вливаются в нашу жизнь, так и через Христа наше утешение передается другим». Он говорит: Бог стоит рядом с нами в нашей беде, чтобы мы могли стоять с другими в их беде. Кто-то очень хорошо сказал: «Бог утешает нас не только для того, чтобы нам было комфортно, но и сделать нас утешителями».

Павел рассказывает о болезненном опыте, который он пережил. Это боль, которую он получил от некоторых коринтян, отказавшихся принять его как апостола, а также физические трудности, которые он так часто переживал во время своего странствующего служения. Плюс, у него была какая-то хроническая болезнь, которую он называет «жалом во плоти». Он не уточняет характер своего страдания – возможно, это было сочетание всех разновидностей бедствия, поразивших его тело и дух. Понятно, что он связывает все это со страданиями за Христа.

Сердцем Евангелия является послание о Кресте. Это то, что Сын Божий пострадал за грехи мира. Все грехи мира были возложены на нашего Спасителя, и на Голгофе Он совершил искупление, положив Свою жизнь, как того требовал Его Отец. Это казалось поражением, но на самом деле была великая победа, потому что мы знаем, что Отец воскресил Иисуса из мертвых. Зернышко проросло и принесло большой плод. Этот принцип до сих пор действует. Участие в страданиях Христа является одной из тайн нашей веры. Это не значит, что мы можем внести какой-то вклад в наше спасение или для кого-то другого, потому что достаточно жертвы Христа. Никто не может прибавить ни йоты к этой жертве. Иисус закричал с креста: «Свершилось». Но есть страдания, которые Павел называет «во Христе» (Кол. 1:24).

Это те нужды, боли и гонения, вызванные противодействием грешного мира Христу. Это страдание – продолжающееся, пока зло не будет полностью уничтожено в конце света. Христос пережил это сначала лично, а затем переживает со Своими последователями при строительстве Своей церкви. Страдания трудно понять, но Иисус с нами в любой ситуации, поэтому все, что происходит обязательно для нашего духовного развития и для наших братьев и сестер христиан. Благословения, которые мы получаем, утешение, предоставленное нам во времена трудностей, вверенные нам как служение, чтобы быть источником благословения для других.

Давайте подытожим:

1. Плохие вещи происходят для того, чтобы Бог мог принести Свое утешение и чтобы мы могли принести это утешение другим. Чтобы мы учились полагаться на Него и становясь более похожими на Него.

2. Если что-то случается не по нашей воле, это не значит, что мы услышали Бога неправильно. Мы должны доверять Ему несмотря ни на что, позволяя Его всеобщему плану осуществиться, даже если Он не делится с нами всеми деталями.

3. Имейте уверенность в том, что Бог царствует в вашей жизни и даст благодать устоять в трудностях, даже если все вокруг вас летит кувырком. Аминь.

Пастор Игорь Шемигон, НЕЛЦУ, Община Святого Мартина, Киев