В Албании, как и в большинстве стран юга Балканского полуострова, нет древних традиций лютеранства. Во время Реформации и до обретения независимости в 1912 году территория была занята Османской империей и почти оторвана от процессов, которые бурлили Европе. Большинство албанцев были исламизированы в османской период, хотя на севере стране сохранилась многочисленная римско-католическая, а на юге — православная община. Также на юге есть влиятельная община православных греков. Православные греки и албанцы члены автокефальной Албанской православной церкви.

Первые евангельские миссионеры появились в Албании лишь в конце XIX века. Особую активность проявили методисты. Благодаря их служению в евангельскую веру обратился Герасим Кириази, который основал церковь в городе Корча и сыграл выдающуюся роль в формировании албанской нации. Первым князем независимой Албании в 1914 году стал немец, член объединенной лютеранско-реформатской церкви Пруссии Вильгельм Вид. Правда его фактическое правление продолжалось всего полгода — с началом Первой Мировой войны князь был вынужден бежать из страны, хотя формально оставил себе титул и пользовался им до 1925 года.

После Второй Мировой войны в Албании установился жесткий атеистический режим Албанской партии труда во главе с Энвером Ходжей. Правительство взяло курс на полное уничтожение религии в 1967 году и провозгласило Албанию в 1969 первой в мире атеистической страной. Лишь после смерти Ходжи в 1985 году произошли небольшие послабления. Падение режима в 1990-1992 году открыло страну миру, в том числе для деятельности иностранных миссионеров, среди которых было две группы лютеран.

Первой были датские последователи церкви Моравских братьев. Моравские братья — это движение, которое происодит еще дореформационных времен. После Тридцатилетеней  войны последователи чешского проповедника Яна Гуса оказались в тяжелом положении. Большая их часть была вынуждена покинуть Богемию, но небольшая община сохранилась в Моравии, на востоке современной Чехии. В 1722 году набожный немецкий граф Николаус Людвиг фон Цинцендорф, который был потомком религиозных беженцев из Австрии, пригласил моравских братьев переселиться к своим землям в Саксонии. Там они основали поселение Гернгут, которое стало духовным центром моравских братьев. В Германии они приняли Аугсбургское вероисповедания, установили общение с лютеранами, и начали масштабное миссионерское служение в Америке, Африке и других регионах.

Община Лютеранской Моравской церкви

В 1992 году миссионеры моравской церкви, поддержанные датской лютеранской миссией приехали в Албанию, где начали первые библейские группы. В 2017 году Лютеранская Моравская церковь Албании состояла из 5 общин в Тиране, Баторе, Эльбасане, Поградеце и Борреле, а также нескольких библейских групп. В церкви всего 320 членов, и нет ни одного рукоположенного пастора – общины окомляет шведский пастор, который приезжает несколько раз в год. Однако в церкви служат много лидеров-мирян, многие из которых женщины. Общины очень активны в диаконии — активно служат детям, молодежи и женщинам. Церковь имеет три детских сада: в Баторе, Борреле и Поградеце. В Эльбасане группа занимается детьми с аутизмом.

Также миссию в Албании начала ультраконсервативная американская церковь Висконсинский Евангелическо-лютеранский синод, первые миссионеры которой прибыли в страну в 1996 году. На 2019 Конфессиональная Евангелическо-лютеранская церковь Албании имеет две общины, в Тиране и Дурресе, которые окормляют  три местных пастора. Всего в церкви 66 крещеных членов. Как и ее материнская церковь КЕЛЦ, имеет общение только с членами Конфессиональной Евангелично-лютеранской конференции. Ее членам нельзя принимать Причастие, проводить совместные богослужения и даже публично молиться вместе с членами других церквей, даже с другими лютеранами. Пасторами и членами церковных советов могут быть только мужчины.

Богослужение в общине КЕЛЦ

На севере страны, в городе Пешкопи, находится неденоминационная церковь «Альфа и Омега», в которой служат лютеранские миссионеры из Восточноевропейской миссионерской сети.