«Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу». Книга Товита 4 глава 8 стих

Читая слова лозунга на октябрь этого года у прихожанина Евангелическо-лютеранской Церкви могут возникнут вопросы — «Откуда эта цитата?» и «Что это за книга?». Действительно, когда мы откроем свою Библию, то среди 66 канонических книг мы не найдем Книги Товита.

Книга Товита — это апокриф или, как ее называют римские католики, — второканоническая. И хотя она не имеет такого авторитета, как канонические книги, к которым мы привыкли, то все же она полезна для чтения и изучения. Так её и другие  ветхозаветные апокрифы оценивал доктор Мартин Лютер. Именно поэтому, открыв немецкую Библии Лютера, мы среди апокрифов без проблем сможем найти Книгу Товита.

Цитата из Книги Товита действительно очень ценна. Особенное значение играет здесь временной отрезок, в котором она размещена в этом году, будучи лозунгом на октябрь. Мы ее читаем незадолго перед Праздником благодарения за урожай. Это дает нам возможность по-другому посмотреть на дары, которыми благословляет нас Господь, а также задуматься над тем, как мы ими распоряжаемся.

Октябрьский лозунг из Книги Товита это всего лишь один стих о милостыне  из напутственного слова, с которым отец обращается к своему сыну. Посмотрите же, как выглядит полное наставление о милостыне: 

«Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним». Тов.4,7-11

В этом фрагменте мы видим очень много ценных мыслей и тем над которыми стоит задуматься. Но мы присмотримся только к двум: милостыня из многого и милостыня из малого.

«Когда у тебя будет много, твори из того милостыню», читаем мы впервой части стиха. Согласитесь, это очень необычный совет. Здесь нет слов о приумножении богатств и инвестирование средств, которыми переполнены современные книги. Здесь также нет предложения пожить в свое удовольствие, увидеть мир, попробовать что-то новое и т.д. Отец предлагает использовать своему сыну богатство для того, чтобы творить милостыню. Другими словами помогать нуждающимся. Это очень ценный совет. Ведь он ведет к исполнению Божьей заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Творя милостыню мы проявляем свою любовь и заботу к ближнему. Мы делам, то к чему мы призваны во Христе.

Но, все же, вопрос милостыни не так прост. В евангелическом понимании не достаточно просто дать милостыню нуждающемуся, бросить несколько монет для успокоения своей совести. Милостыня требует большего. Она требует заинтересованности истинной потребностью человека. Она не может остановиться только на денежной помощи. Такое понимание милостыни подталкивает нас к тому, чтобы создавать диаконические учреждения, проводить социальные проекты и работать над системным решением потребностей нуждающихся. И, конечно же, милостыня это всего лишь вступление к Благой Вести о нашем Спасителе. Ведь мы, как христиане даем милостыню не потому, что мы такие добрые, а потому что Бог даровал нам такую возможность и призвал к добрым делам.

А что же делать, если ты беден? На этот вопрос мы читает ответ в Книги Товита: «Когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу». Это однозначно не легкие слова. Подумайте сами о том, что они вызывают в вашем сердце. Согласие или сопротивление? Многие люди и даже христиане говорят — «Я слишком беден, чтобы оказывать помощь другим. Это мне необходимо помогать». Такие слова, к сожалению, не редкость. Люди с ожесточенными сердцами, которые не замечают нуждающихся, встречаются не только среди богатых, но и среди бедных. Такой подход к жизни не только нас лишает радости и полноты жизни, но и отрезает нас от Божьей благодати. Ведь в нем есть место только для нас и наших нужд. Там нет места для ближнего и любви к нему, а это означает, что нет места и для Бога. Ведь Божьи заповеди любви нераздельны.

Не случайно в этом стихе отец говорит своему сыну «не бойся…». Страх это то, что не дает нам полностью довериться Богу. Поверить в то, что Он позаботится о нас. Но даже если мы в это не верим, Господь все равно печется о нас. Страх также не дает нам возможности проявить свою любовь и заботу к ближнему. «А вдруг нам не хватит?» или «мне нужнее» — подобные слова мы неоднократно повторяем себе. Но если мы так делаем, то разрешаем страху завладеть нашей жизнью.

Вырваться из страха и власти денег для того, чтобы заметить ближнего и оказать ему любовь мы можем ТОЛЬКО благодаря нашей вере во Иисуса Христа.

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф.2:8-10)

Павел Шварц, епископский визитатор НЕЛЦУ