Библия является свидетельством о Христе. Однако это не очевидно с первого взгляда. Можно спросить на улице любого встречного: «Для чего нужна Библия?». У подавляющего большинства ответы будут совсем иными: «Для того, чтобы рассказать о Боге и об устройстве мира», «чтобы дать нам заповеди», «чтобы поддержать в трудные моменты» и так далее. О Христе почти наверняка не вспомнит практически никто. И это не удивительно. Прямо о Христе говорит лишь относительно небольшая часть Писания: Новый Завет. Да и там далеко не все отдельные места возвещают Христа непосредственно. Поэтому для правильного понимания Библии, для понимания ее как свидетельства о Христе, для использования Библии в качестве основы и масштаба актуальной и живой христианской проповеди необходим своего рода «ключ».

Таким ключом и служат вероисповедные писания лютеранской Церкви. Под этим термином понимается (иногда именуемый «Книгой Согласия») набор текстов, которые лютеранская Церковь признала как подлинное выражение своего вероучения. К ним относятся три древнецерковных символа веры и ряд вероисповедных документов XVI века, эпохи Реформации, самым известными и авторитетными из которых являются Малый и Большой Катехизисы Мартина Лютера и Аугсбургское вероисповедание. Вполне естественно, что вероисповедания играют в жизни лютеранской Церкви огромную роль. Не случайно некоторые наши единоверцы отказались от слова «лютеранская» для обозначения своих Церквей, а называют их, например, «Церковь Аугсбургского вероисповедания». Пасторы при своем рукоположении дают торжественное обещание проповедовать и учить в соответствии с вероисповедными писаниями.

Но необходимо помнить, что никакое вероисповедание не может быть поставлено на один уровень ни с самим откровением, ни с непосредственным свидетельством о нем (каковым является Писание).

Вероисповедание – это человеческая интерпретация откровения, вернее: человеческая интерпретация библейского свидетельства о Божественном откровении. Поэтому никакое вероисповедание не может быть безошибочным и не нуждающимся во все новом осмыслении. Вероисповедание не является тем, во что мы должны верить. Оно – лишь ограниченное и нуждающееся в постоянной корректировке выражение нашей веры. Это лишь постоянное указание на центр Библии, необходимое для того, чтобы направить восприятие ее нами в верное русло.

Иногда, правда, некоторые лютеранские теологи пытаются настаивать на абсолютной истинности вероисповедных писаний. Лютеранство тогда они понимают как буквальное принятие всего, что говорится во всем их корпусе. Однако такое понимание глубоко ошибочно и противоречит самому духу лютеранства. Вероисповедные писания – это не собрание высказываний, каждое из которых следует буквально принять и беспрекословно повиноваться им. Это напоминание об откровении, данном нам в Иисусе Христе. Так мы их и должны воспринимать: не как набор безусловных истин, а как указание на одну-единственную истину Иисуса Христа. В таком понимании и заключается следование этим исповеданиям. Следовать им – значит постоянно смотреть на Иисуса Христа, на дарованное в Нем прощение грехов и оправдание. Это то, к чему вероисповедания лютеранской Церкви стремятся подвигнуть человека, в этом их цель. Все высказывания вероисповедных писаний нужно понимать, исходя из этой их цели, и подчинять ей.

Поэтому не нужно бояться отдельного несогласия с отдельными высказываниями тех или иных вероисповедных писаний, особенно если речь идет о второстепенных, периферийных или же о спорных вопросах. Такое несогласие не будет означать, что верующий не может принять вероисповедные писания в целом. Важно понимать смысл вероисповедных писаний – то, на что они указывают. Важно также понимать, почему они выводят из самого центрального, из самого главного те или иные конкретные следствия и снова и снова проверять эти выводы на их соответствие их же центру. Причем делать это, с одной стороны, честно, с другой – уважительно. Это и значит в лютеранстве принять авторитет вероисповедных писаний.

Антон Тихомиров, д-р теол., ректор Теологической семинарии ЕЛЦ

Der Bote #3 2008