Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. (от Луки 11:1-4)

Дорогие друзья! Пятое воскресенье после Пасхи посвящено молитве. Молитва – это, прежде всего, взывание к Богу. Люди взывают к Богу обычно в двух случаях: когда воздают Ему хвалу и когда просят о чём-либо. Поэтому и все жертвы в храме можно условно разделить на две категории: жертвы, связанные с хвалою – благодарением Богу и жертвы искупительные, связанные с прошениями к Богу. И конечно же для нас как христиан важнейшей является молитва, которой Иисус научил Своих учеников.

Об этой молитве написано в двух Евангелиях: в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки. В Евангелии от Матфея, когда Иисус учит Своих учеников о молитве, Он даёт прямое повеление: «Молитесь же так». В Евангелии от Луки Иисус даёт наставление ученикам о молитве в связи с их просьбой и поэтому некоторым может показаться, что Иисус даёт ученикам «совет» о молитве. В связи с этим в современном евангелическом движении распространено мнение, что эта молитва лишь некий пример, которому не обязательно буквально следовать. Тем не менее и в этом Евангелии Иисус предваряем молитву словами: «Когда молитесь, говорите».

 В связи с этим стоит особенно подчеркнуть: с самих древних времен Церковь считает важным и необходимым молиться этой молитвой так, как Иисус научил Апостолов. Самым простым доказательством этого является то, что эта молитва входит в неизменную часть всех литургий традиционных христианских церквей. К сожалению, из-за того, что эта молитва является частью литургии, в традиционных церквях её начинают воспринимать как некий богослужебный ритуал, а из-за своего высокого богослужебного положения к ней иногда относятся, как к «волшебной».

Нам же, как лютеранам, следует вспомнить, что наш Катехизис учит произносить молитву «Отче наш» утром и вечером, а также перед принятием пищи и после. Получается, что если мы привыкли кушать три раза в день, то мы должны произносить молитву «Отче наш» восемь раз в день! То, что я знаю по опыту служения, трудно найти лютеранина в нашей стране, который бы молился этой молитвой строго в соответствии с Катехизисом, как минимум, восемь раз в день. Возможно, элемент ритуализма, связанный с принятием пищи, является чрезмерным, если это способствует тому, что мы произносим эту молитву поспешно. Конечно, если подумать чисто логически, мы действительно должны молиться утром и вечером, и мы должны благодарить Бога перед принятием пищи, как это делал Иисус. Нужно ли дополнительно благодарить после принятия пищи? Конечно, есть и такая традиция во многих народах, но, если кому-то это покажется лишним, не мне об этом судить. Всё-таки, присутствие такого ритуализма в повседневном использовании молитвы «Отче наш» способствует тому, чтобы эту молитву не произносили вдумчиво.

Давайте снова вспомним о том, для чего мы молимся. Конечно, мы взываем к Богу, когда мы в чём-то нуждаемся. И мы благодарим Бога, когда с нами происходит что-то очень хорошее (часто, когда нас минует какая-то проблема: «Слава Богу, я успел!»). В молитве «Отче наш» самым непосредственным образом присутствуют оба эти элемента: хвала – благодарение Богу и прошение. Некоторые говорят, что это два необходимых элемента – Божественный и человеческий, которые соединил в Себе наш Господь Иисус, чтобы стать посредником для людей. Он соединил небо и землю для нас в Себе и в молитве, которой нас научил.

Друзья, когда речь идёт о молитве, традиционное еврейское наставление, которое мы можем найти в Псалмах, говорит, что важнейшей частью молитвы является обращённость сердца к Богу. В Псалмах пророк это выразил такими словами: «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.» (Пс. 83:6). У евреев эта обращенность сердца к Богу называется «кавана». Раввины подчёркивают, что «молитва без каваны – это тело без дыхания». Если у иудеев, которые являются наследниками фарисеев, запрещено произносить молитву автоматически, без приложения сердца к каждому слову молитвы, то тем более в христианской церкви, автоматически произнесённые слова молитвы, молитвой не являются.

Конечно, когда мы учим о молитве, то мы всегда вспоминаем слова Господа Иисуса: «…говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Марка 11:24). То есть, молитва должна произноситься с полной верой, а чтоб у нас не было сомнения в том, что вся сила нашей веры должна быть устремлена к Богу, нам даётся Апостолами такое наставление: «а без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Если же наша вера искренняя, то она естественным образом содержит любовь к Богу, и тогда она является действенной, как об этом сказал Ап. Павел: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6).

Итак, когда мы произносим молитву «Отче наш», мы ни в коем случае не должны её «прочесть». Мы не «читаем» молитву, но молимся спокойно, неспеша, осознавая каждое слово и вкладывая в каждое слово веру и любовь к Богу и ближним. Вообще, сам характер молитвы, которой нас научил Господь, подразумевает, что мы не молимся за себя как отдельную личность, но мы молимся, как часть целого. Это подразумевается с самых первых слов молитвы.

Когда мы обращаемся к Богу – «Отче», это подразумевает, что мы принадлежим Богу, а Он нам, мы с Ним связаны, мы не отдельны от Него. Когда мы молимся – «наш», это означает, что мы принадлежим Церкви, мы часть её, как палец, глаз, ухо, нос, без которой любое тело ущербно и которая не может существовать отдельно от тела. Итак, с самого начала, с самых первых слов молитвы мы помещаемся в Бога и в Церковь. Тут некоторые могли бы сказать: «Ведь Бог является Отцом всех людей!». Действительно, как Создатель Бог является «Отцом» всех людей, но в этом же смысле Он является и Отцом всего живого, т.е., в общем смысле. Если же мы будем говорить о собственном — личном смысле, то Бог является Отцом только тех, с кем Он лично связан.  Апостол Павел об этом говорит так: «Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» (Гал.4:5-6).

Итак, называть Бога Отцом – это большая привилегия для всех, кто имеет искупление в Иисусе Христе, это особенно подчёркивается Апостолами и отцами христианской церкви. И теперь, когда мы стоим на молитве и начинаем молиться молитвой «Отче наш», мы молимся не как индивидуалисты, не как самостоятельные отдельные верующие, эта молитва не утверждает нашу личную праведность и не делает лично более святыми, эта молитва не зарабатывает нам заслугу. Если мы молимся таким неправильным образом, эта молитва становится для нас осуждением и свидетельствует против нас.

Когда мы молимся этой молитвой, мы в любом месте, в любое время молимся как представители всей христианской Церкви. Не случайно Ап. Пётр называет нас «царственным священством». Я бы сказал, что именно молитва «Отче наш» раскрывает наше достоинство, как священников Божьих на земле. Это очень печально, когда христиане не чувствуют важности этой молитвы и её великого достоинства. Нет другой молитвы, которая бы так сильно утверждала нас в нашем небесном звании и призвании. Нет другой молитвы, которая бы так сильно утверждала наше достоинство в глазах Божьих и в глазах всей Церкви.

Наш Краткий Катехизис достаточно хорошо объясняет нам эту молитву. Я лишь немного напомню, что «святить Бога» мы должны в нашем сердце, и мы этими словами желаем, чтобы имя Божье святилось в сердце каждого человека. Поэтому, когда мы молимся, чтобы Божье имя святилось, мы этим утверждаем наше стремление и намерение служить Богу не только на небесах, но и на земле. Для нас это означает не только исполнение заповедей Господних и не только исполнение нашего предназначения в использовании дарованных нам естественных талантов. Для нас это означает также желание делиться Евангелием с нашими ближними, чтобы и в их сердцах святилось имя Господне.

Есть ещё кое-что, о чём мы должны помнить. Когда мы говорим, что Господь «сущий на небесах», это означает, что Бог присутствует повсюду, как воздух, Он духовен и невидим. А термин «небо» используется также и для того, чтобы обозначить Божью всеобъятность, величие и святость — непричастность злу. Когда мы произносим «сущий на небесах», мы вспоминаем о том, что есть «Царство Небесное», и это не только присутствие Святого Духа в нашем сердце. Апостол Павел говорит: «Наше жительство на небесах» (Фил. 3:20), чтобы мы помнили о том, «…что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Если наш Отец «сущий на небесах», то значит мы будем с Ним в своё время.

В Евангелии от Матфея эта молитва заканчивается словословием: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Мартин Лютер не считает должным объяснять здесь слова о Царстве, но Он объясняет слово «аминь»: «мы должны быть уверены, что эти просьбы угодны Богу, и Он их слышит». Но вообще, как христиане, так и иудеи, с древнейших времён завершают все свои молитвы словом «Аминь», что, по сути, означает: «Да будет так». В Евангелии же от Луки после этой молитвы идет наставление Господа о том, что «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Друзья будем всегда произносить эту молитву с верой, помнить и верить, что Бог нам всегда будет на неё отвечать и благословлять вместе с нами всю христианскую Церковь.                                                                                              

Пастор Владислав Цеханович