Сегодня исполняется 345 лет со дня первого издания важнейшего труда лютеранського богослова Филиппа Шпенера “Pia Desideria” (благочестивые желания). Название этого труда повлияло на то, что последователей идей Шпенера стали называть пиетистами. Пиетизм стал ответом на вызовы своего времени и вырос в широкое движение обновления лютеранской церкви.  Шпенер и его “Pia Desideria” , в частности идеи о необходимости самостоятельного изучения Библии,  личных отношений с Богом, практического благочестия и формирования малых групп внутри традиционных церквей легли в основу евангельского движения, которое вышло далеко за пределы лютеранской церкви.  Поэтому мы хотим поделиться небольшим очерком жизни великого богослова:

Филипп Якоб Шпенер родился 1 января 1635 года. Его жизнь с ранних лет определяло то, чему он позже посвятил себя. Так, проповедник Й. Штоль в родительском доме Якоба оказал большое влияние на мальчика. Напротив, совсем не оказало влияние на Шпенера школьное образование, так как он был его лишен. Его обучением занималась крестная. К сожалению, она умерла в 1648 году, и Шпенером овладела депрессия – распространенное явление во время Тридцатилетней войны. Но Штоль, пользуясь таким настроением своего воспитанника, познакомил Шпенера с назидательной литературой и философией неостоиков. Благодаря этому он сумел вывести молодого человека из того состояния, в котором он находился. В возрасте 16 лет Шпенер начинает изучать философию, в 1653 году он оканчивает учебу в степени магистра. Но на этом Шпенер не прекращает размышлять о Боге, в 1654 году он начал изучать теологию. Уже в 1963 году, наряду с научной работой, он начал свою деятельность свободного проповедника. В1664 году он получил ученую степень доктора теологии. В этом же году он женился на С. Эрхард.

После двухлетней проповеднической деятельности в 1666 году его пригласили в пасторский совет во Франкфурте. Здесь он начал заниматься тем, что позже принесет ему большую славу. Наряду со своей деятельностью катехета Шпенер основал в 1670 году “collegia pietatis” (предшественник сегодняшнего домашнего кружка). Здесь представители различных слоев населения, вне зависимости от образования, могли вести на равных разговор о Библии. Это было большим нововведением для того времени. Но Шпенер еще больше опередил свое время и основал во Франкфурте в 1679 году Дом для нищих и сирот, в котором он сам занимался душепопечительской деятельностью.

Приняв участие в так называемом первом пиетистском конфликте и издав много трудов, разочарованный работой в общине, он поехал в Дрезден в качестве старшего придворного проповедника.

Но и здесь Шпенер ошеломил своих современников. Обычно старшие придворные проповедники пользовались своим политическим влиянием. Но Шпенер отказывается даже принимать исповедь у придворной знати и дистанцируется от прочих придворных проповедников. В отличие от них главной задачей для Шпенера было преподавать людям – как детям, так и взрослым – христианское учение. Так, он издал в 1677 году для этой цели еще одну работу – “Простое толкование христианского учения”. После нескольких конфликтов в Дрездене Шпенер в 1691 году становится пробстом и советником консистории в Берлине. Здесь он продолжил свои начинания, участвовал в разработке реформы для неимущих и основал госпиталь Фридриха. Шпенер продолжает следовать своему стремлению познакомить всех с христианским учением, так в Берлине, благодаря его усилиям, была напечатана первая Библия, появившаяся в 1699 году.

Через шесть лет Шпенер умер после тяжелой болезни.

Какое же наследие оставил человек, который участвовал практически во всех богословских противостояниях своего времени, при этом он способствовал сближению противоборствующих сторон. Своим образом мышления он повлиял на развитие пиетизма, а также благодаря нему возникли домашние кружки, существующие и по сегодняшний день. Прогрессивное учение Шпенера актуально и сегодня. Академическую теологию он именует “зачерствелой и устаревшей”. Кроме того, он утверждал, что только Библия может содействовать назиданию человека. Этот тезис необходимо сохранить в своем сердце, ведь где мы ищем сегодня назидание? Проповедь, что также актуально и сегодня: проповедь должна быть в меньшей степени поучительной риторической канцелярской речью, а в большей степени назиданием. Насколько бы увеличилось количество посещающих богослужение, если бы каждый пастор придерживался этого. Благодаря таким взглядам, Шпенер может по праву считаться критиком нашего времени, который дает нам эти советы для нашего служения в Церкви, ведь не случайно Шпенер является религиозным и культурным событием в духовной жизни нового времени.

Клаудиа Гамбург, бакалавр теологии

(Источник: журнал «Der Bote/Вестник»4/2006)