Предыстория
С опубликованием 95 тезисов доктора Мартина Лютера в 1517 году началась Реформация в Германии, быстро распространившаяся по всей стране, несмотря на Вормский эдикт, должный остановить движение религиозного обновления. Все больше представителей имперского сословия переходило на сторону нового религиозного движения. Спор о «правильной вере» грозил расколоть Священную Римскую империю германской нации, вследствие чего император Карл V пытался восстановить согласие между враждующими партиями.

До созыва рейхстага в Аугсбурге последователи Лютера пытались реформировать Римско-католическую церковь, а не создавать новую. Поэтому сначала оно понималось как реформатское движение внутри Церкви. Этим объясняется задание курфюрста саксонского Иоганна Филиппу Меланхтону написать богословскую работу по защите Реформации на латинском и немецком языках. Документами, положенными в основу апологии, явились Швабахские, Торгауские (написанные совместно с Меланхтоном) и Марбургские артикулы Лютера.
Confessio Augustana
Аугсбургское вероисповедание является основополагающим и конституирующим документом евангелическо-лютеранской Церкви. Оно было представлено на рейхстаге в Аугсбурге в 1530 году. Лютер полностью поддерживал работу Меланхтона: «Она мне очень нравится, мне нечего больше там исправлять или вычеркивать; это было бы неумно, так как лично я не смог бы написать с такой легкостью и изяществом». Представленное на рейхстаге, оно призывало к примирению и должно было послужить восстановлению единства Церкви. Однако оно одновременно способствовало распространению лютеранской веры и принадлежит еще сегодня к одним из основополагающих документов лютеранской Церкви.

Аугсбургское вероисповедание послужило также утверждению идей религиозной толерантности и индивидуальной свободы вероисповедания. Грамотные, активные и свободные граждане свободных городов и сословий заявили о своем праве определять самостоятельно свое вероисповедание. Это движение привело к установлению таких правил как „dissidentes de religione Christianae“, т.е. право эмиграции по религиозным убеждениям, и „cuius regio, eius religio“, т.е. сохранение религиозного единства во имя сохранения мира в отдельно взятых государствах.
Содержание
Текст Аугсбургского вероисповедания состоит из двух частей. В статьях 1 по 21 речь идет об оправдании и истинности лютеранского вероисповедания, т.к. оно не находится в противоречии со Святым писанием и христианской традицией. С их помощью осуществляется попытка, восстановить учение Иисуса Христа в его первозданной чистоте и укрепить идею первоначальной единой христианской церкви.
В статьях 22 по 28 называются те злоупотребления в Римско-католической церкви, которые должны быть устранены. Среди прочего рассматривались вопросы Причастия, обета безбрачия для священников, мессы, исповедь, предписания относительно постной пищи, обет монашества и юрисдикция епископов.

Император и имперские сословия римско-католического вероисповедания отклонили Аугсбургское вероисповедание. Это привело к многолетним распрям и закончилось в конечном итоге Тридцатилетней войной 1618-1648 годов. И все же более важным было другое, это – возникновение новой христианской конфессии, интенсивно ищущей путей к истокам христианства, и нашедшей их в вере, любви и прощении.
Андрей Келлер Der Bote №3/2008