Вероисповедание было представлено в Аугсбурге на рейхстаге — собрании политических лидеров Священной Римской империи, 25 июня 1530 года. Филипп Меланхтон, ближайший соратник Мартина Лютера в Виттенберге, составил этот документ, поскольку Лютер не мог присутствовать на рейхстаге из-за того, что он был объявлен еретиком и персоной вне закона церковным и имперским руководством. Будучи именно исповеданием веры политических лидеров лютеранского движения, оно предназначалось для разъяснения богословских убеждений всего евангелического сообщества Германии. Вероисповедание подписали семь князей и представители двух городов, Нюрнберга и Ройтлингена.
Аугсбургское вероисповедание пользуется большим уважением у лютеран, потому что оно считается кафолическим (вселенским) исповеданием, разъясняющим и защищающим основные истины христианской веры. Меланхтон намеренно подчеркивал кафоличность лютеранской позиции на протяжении всего документа, особенно потому, что сторонников Лютера обвиняли в ереси. Поэтому он настаивал на том, что лютеране — или «евангелики», как они предпочитали называться, — были верными членами единой, святой, кафолической и апостольской Церкви.
Таким образом, Аугсбургское вероисповедание претендует на исповедание ортодоксальной веры и намеренно стремится способствовать разрешению богословских конфликтов, разделявших церковь в Европе в XVI веке. Его празднование 25 июня служит настойчивым напоминанием духовным наследникам аугсбургских исповедников о том, что кафолическое сознание, стремление к церковному единству и экуменические устремления должны оставаться явными приоритетами христиан, чья вера и церковная идентичность сформировались Аугсбургским исповеданием. Лютеранская община по-прежнему призвана быть исповедующим, реформирующим и объединяющим движением внутри вселенской Церкви.
Евангелики также стремились открыто исповедовать свою веру в Аугсбургском исповедании и прекрасно осознавали, что это чревато большой опасностью. Император Карл V в своей присяге во время коронации пообещал защищать Церковь. Когда на рейхстаге в Аугсбурге он пришел к заключению, что именно папство и его защитники, а не евангелики, представляют «истинную» Церковь, он пригрозил последним военными действиями, если они не подчинятся власти папы. Несмотря на эту угрозу, исповедники евангелической веры отказались отречься или прислушаться к повелению императора, потому что были убеждены, что их богословие соответствует Писанию и, следовательно, они верны Христу. Они были готовы столкнуться со страданиями и даже с потенциальной потерей жизни ради Евангелия.
Празднование дня Аугсбургского исповедания сегодня приглашает лютеран исповедовать свою веру в контексте кризисов в современной нам Церкви и всего мира в целом. Такое свидетельство может быть сопряжено с риском и в XXI веке, но это по-прежнему призвание Божьего народа.
Что должны исповедовать современные лютеране? Память об Аугсбургском исповедании также отвечает на этот вопрос и проливает свет на великое призвание Божьего народа.
Первоочередная задача евангеликов на рейхстаге в Аугсбурге заключалась в том, чтобы ясно свидетельствовать о Христе, верно провозглашая Евангелие. Они настаивали на том, что Евангелие — это радикальная благая весть о Божьей благодати и любви, проявляющихся, в частности, в Иисусе Христе. Обновлённые и укреплённые Духом благодаря смелому провозглашению Евангелия Лютером, они горячо стремились делиться им и защищать его от учений или обычаев церкви, которые, как они считали, идут вразрез с Евангелием.
Они особенно акцентировали внимание на учении об оправдании по благодати через веру во Христа и независимо от дел, потому что были убеждены, что это верное изложение и свидетельство Божьей благой вести. Поэтому важнее всего то, что празднование Аугсбургского исповедания напоминает евангельским лютеранам об их великом призвании, а именно — быть свидетелями Христа.
Подобно исповедникам в Аугсбурге, они имеют привилегию проповедовать Евангелие со смелостью и верой в то, что это милостивое слово Бога о прощении, целостности, свободе и любви ко всему творению. Нет большего дара, которым могут поделиться люди веры, нет более могущественного послания надежды и преображения, которое они могут провозглашать, нет большего служения, проявляющего любовь к Богу и ближнему, нет более искреннего благодарения Богу, которое они могут выразить.
Это то, во что верили и что пережили исповедники в Аугсбурге, и это наследие, которым они продолжают делиться со своими духовными наследниками.
Курт К. Хендел, почетный профессор истории Реформации Лютеранской школы богословия в Чикаго.