В международном праве под оккупацией подразумевается занятие вооруженными силами государства-агрессора территории другого государства. Оккупация чаще всего вредит развитию как оккупированной территории, так и той, что остались свободной, потому что не дает стране использовать все свои ресурсы. Обратный процесс восстановления законной власти на занятых врагом территориях называют деоккупацией.

Можно ли ожидать, что эти термины станут актуальными для описания процессов внутри Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Украины? В 2009 году НЕЛЦУ с помощью Евангелическо-Лютеранской Церкви Баварии и других жертвователей реконструировала Церковный комплекс в Одессе, многие помещения которого были предусмотрены для сдачи в аренду. Эти доходы должны были идти на финансирование текущих потребностей Церкви и существенно уменьшили ее зависимость от зарубежных партнеров. НЕЛЦУ стремительно развивалась, и в 2013 году избрала епископом энергичного пастора с американским теологическим образованием. Казалось, что лютеранство немецкой традиции на пороге нового этапа развития…

Однако произошло, то произошло. Не будем в очередной раз повторять все проступки и преступления Сергея Машевского, которые он совершил с 2014 по 2018 год на должности епископа — о них уже неоднократно было написано. Но главное, что большинство общин НЕЛЦУ в 2018 году высказали Машевскому недоверие и сместили его с должности. Нового руководителя Церкви и ее Епископата Павла Шварца было законно зарегистрировано в новом качестве. Но Сергей Машевский решил держаться за власть до последнего. Непонятным образом за несколько дней он снова был зарегистрирован руководителем Епископата НЕЛЦУ, вернув контроль за недвижимостью Церкви, так как она была в свое время передана в собственность именно Епископату. Из-за этого образовалась ситуация, когда законный епископ Павел Шварц, которого в этой роли признало и Министерство культуры, и мировая лютеранская община, вместе с большинством общин НЕЛЦУ потеряли контроль над церковными помещениями и иным имуществом, которое должно было служить проповеди Слова Божьего. Началась настоящая оккупация Церкви.

Общины Петродолинского, Запорожья, Кривого Рога, Белой Церкви и Полтавы были выброшены из своих церковных помещений. Слава Богу, из-за того, что киевская Церковь Святой Екатерины и Церковь Христа Спасителя в Бердянске, а также здания в Змеевке и Харькове по разным причинам не перешли в собственность Епископата, а общины Новоградковки, Шостки и Святого Мартина в г. Киеве привыкли обходиться без собственных помещений, церковная жизнь пострадала не так сильно. Хотя в период жестких карантинных ограничений тяжелее всего пришлось именно тем общинам, которые были вынуждены арендовать залы для богослужений, потому что часто это было просто невозможно.

Имущество, над которым снова получил контроль Сергей Машевский, или продавалось, как это произошло со служебными квартирами в Одессе, Харькове и Бердянске и церковным помещением в Запорожье, или приходило в плачевное состояние из-за бесхозяйственности. Некоторые другие общины поддерживали Сергея Машевского лишь потому, что боялись потерять свое помещение.

Все это происходило на фоне судебных процессов, реформирования органов государственной регистрации религиозных общин и объединений, а также эпидемии COVID-19. Эти факторы тормозили процесс окончательного признания государством нового руководства Церкви. И вот наконец, 15 мая 2021, почти через два с половиной года уже новый орган — Государственная служба Украины по этнополитики и свободы совести, признал Павла Шварца руководителем Епископата НЕЛЦУ, и начался процесс деоккупации Церкви.

Начался он с аудита деятельности Сергея Машевского и предыдущего руководства. И уже первые результаты шокировали. Во-первых, оказалось, что в 2020 году Сергей Машевский, и его жена Елена Гетьман приобрели три квартиры в центре Одессы:

  • ул. Новосельского, 19-А, квартира 11 (46,1 кв. м.);
  • ул. Новосельского, 60, квартира 7 (39,8 кв. м.);
  • пер. Асташкина, 3, квартира 11 (69 кв. м.)

Во-вторых, узнав о смене руководителя, и имея на руках электронную цифровую подпись Епископата, Сергей Машевский вывел на счет полностью подконтрольной ему, после изгнания в 2015 году всех несогласных, Немецкой Евангелическо-Лютеранской общины Святого Павла в. Одессе, 443 600 гривен ($16 200).

В-третьих, что стало известно чуть позже, в мае этого года он передал 1 000 000 гривен ($36 500) Немецкой Евангелическо-Лютеранской общине Святой Екатерины м. Днепр и 630 570 гривен ($23 000) гривен фиктивной Евангелическо-Лютеранской общине Одессы, которую возглавляет … жена Машевского Елена Гетьман.

Только за последние несколько месяцев супруги Машевские обогатилось настолько, что приобрели три квартиры, и лишили НЕЛЦУ более чем 2 000 000 гривен ($72 700)! Но паразитированию на церковном имуществе пришел конец.

Первой в свое церковное помещение вернулась община Петродолинского. После четырех недель напряженной работы над ремонтом коммуникаций и возвращением приличного вида хотя бы залу для богослужений, община торжественно отпраздновала свое возвращение 27 июня.

Уже через два дня, 29 июня, НЕЛЦУ восстановила контроль над Церковным комплексом в Одессе. До этого епископ и Руководство несколько раз обращались и лично к Машевскому, и к работникам канцелярии, и к Совету Общины Святого Павла с призывом к диалогу. Однако, эти призывы были ими отвергнуты, и поэтому Руководство приняло решение получить доступ к офисным помещениям и документам, на основании своего права собственности. Восстановление контроля сопровождалось провокациями со стороны Сергея Машевского и его сторонников, которые пытались забаррикадироваться в офисе канцелярии и бросались на охрану, когда их оттуда вывели.

Совет Общины Святого Павла не шел на диалог с Руководством по вопросу использования помещений для богослужений. Поэтому Руководство НЕЛЦУ взяло на себя ответственность за восстановление богослужебной жизни в Одессе, назначив Александра Гросса временным пастором общины. Епископ, пользуясь своим правом, назначил внеочередное общее собрание общины на 1 августа для урегулирования ситуации, и предложил всем, кто был незаконно лишен членства в ней, обратиться к нему для восстановления прав.

Богослужение в Одессе 11 июля

На той же неделе, в свое помещение вернулась община Белой Церкви, а чуть позже — община Кривого Рога. Если территория дома в Белой Церкви просто была запущена, то в Кривом Роге, где в доме проживал сын соратника Машевского Андрея Кузнецова, были найдены десятки пустых бутылок от крепкого алкоголя, а на стенах и полу остались следы мочи и испражнений. Остается только догадываться, что творилось там, где должно было бы провозглашаться Евангелие…

Начался и процесс возвращения тех общин, которые поддерживали Машевского из-за страха потерять помещения. Восстановлено отношения с общиной города Александрия Кировоградской области. По поручению епископа ее окормляет пастор Олег Фишер.

Богослужение в Александрии 11 июля

Процесс деоккупации еще далек от окончания. До сих пор не может вернуться домой полтавская община. Общины Львова, Винницы, Днепра, и Херсона, которые занимают церковные помещения, находящиеся в собственности НЕЛЦУ до сих пор избегают диалога. Подобным образом ведут себя общины Луцка и города Лозовая Харьковской области. Особая ситуация сохраняется в Николаеве, где община долгое время отказывалась от контактов с НЕЛЦУ, хотя до сих пор остается в ее составе.

Перед епископом и руководством Церкви еще много работы. Раны, которые нанес НЕЛЦУ Сергей Машевский еще открыты и их лечение требует не только времени и человеческих усилий, но и Божьего вмешательства. Потому что нам всем нужно учиться прощать и принимать тех, кто отличается от нас – имеет другое мнение, другой темперамент и жизненный опыт, пережил другую боль, или имел несчастье оказаться «не на той стороне» конфликта.

Но это время испытаний показало, что НЕЛЦУ необходима реформа, которая решит те проблемы, которые и привели к фактическому расколу: незнание собственной теологии и церковных традиций, отсутствие общего видения развития Церкви, непрозрачность и кризис коммуникации, повлекших недоверие друг к другу и много другое. «Дорожной картой» этой реформы является документ, принятый на Синоде 2020 года. Он включает в себя формулировку миссии, видения и ценностей НЕЛЦУ. Что это такое, и как оно повлияет на жизнь Церкви в будущем будет подробно описано в следующей статье.