Епископ НЕЛЦУ Павел Шварц подписал Заявление христиан о роли науки в период пандемии. Она составлена ​​по инициативе организации BioLogos, основателем которой является Френсис Коллинз – выдающийся ученый-биолог. Он является верующим евангельским христианином и возглавляет Национальный Институт Здоровья в США. Миссия BioLogos заключается в том, чтобы пригласить Церковь и мир увидеть гармонию между наукой и библейской верой.

Заявление было составлено в противовес безответственной позиции некоторых христианских кругов в отношении к коронавирусной болезни и распространению конспирологических теорий. Несмотря на то, что она была написана в первую очередь для американского контекста, главный посыл актуален как для Украины, так и для других стран. Перевод текста Заявления приведен ниже.

Заявление было подписано Фрэнсисом Коллинзом, Филиппом Янси, Николасом Томасом Райтом, Хусто Гонзалесом, Кевином Ванхузером те другими известным учеными, теологами, лидерами церквей и христианских организаций. На начало сентября собрано более 6000 подписей. Подписать заявление можно по ссылке: https://statement.biologos.org/

Заявление христиан о роли науки в период пандемии

Мы, нижеподписавшиеся, объединенные христианской верой, поддерживаем авторитет Божьего Слова и считаем науку инструментом для лучшего понимания созданного Богом мира. Мы призываем всех христиан придерживаться советов экспертов по здравоохранению и поддерживать ученых, проводящих важные биомедицинские исследования вируса COVID-19.

Мы глубоко обеспокоены поляризацией и политизацией науки в общественном пространстве, когда жизнь многих людей находятся под угрозой. Слово «наука» превратилось в оружие в культурных войнах. Ученые считают врагами, результаты их исследований игнорируют, в то время как теории заговора находят все более широкое распространение. Жаль, что христиане также могут быть подвержены этим тенденциям. Рассудительные христиане имеют право не соглашаться с политикой реагирования на угрозу коронавирусной болезни, но ни один из нас не может игнорировать четкие и понятные научные доказательства.

Понятным является скептицизм христиан относительно заявлений ученых относительно тем, которые находятся за пределами их профессиональной компетенции. Мы решительно отвергаем научные заявления, тем или иным образом отрицающие существование Бога и называют веру суеверием. Такие заявления касаются вещей, которые наука не может исследовать. Мы с большим сожалением вспоминаем времена злоупотреблений наукой и медициной для осуществления таких зверств, как расистские эксперименты в Таскиги (эксперимент по изучению заболевания сифилисом, подробнее о нем можно прочитать здесь – ред.) Но христиане должны прислушиваться к ученым и врачам, когда те говорят о вещах , находящихся в пределах их компетенции, особенно когда от этого зависят жизни миллионов людей.

Библия учит тому, что Бог удивительно и прекрасно сотворил наши тела (Псалом 138:14). Поэтому те, кто осуществляет биомедицинские исследования человеческого тела, изучают произведение самого Бога. Ученые изучают факты о вирусе, нашем теле, лечении и вакцине. Как христиане, мы знаем, что вся истина, включая научную, исходит от Бога.

Бог может творить чудеса исцеления, но Он также использует с этой целью врачей и ученых. До открытия вакцины Джонасом Салком, ежегодно от полиомиелита умирали 350 000 человек, большинство из них – дети. Христиане, работающие в области биомедицинских наук, такие как Доктор Френсис Коллинз, видят в своей работе продолжение служения исцеления Иисуса (Матфея 15:30). Обращение к медицинскому лечению не является признаком слабости веры в Бога, а благодарным принятием Божьих даров.

Ученые всех вероисповеданий, работающие во многих университетах и ​​исследовательских институтах, упорно работают ради борьбы с вирусом COVID-19, включая Национальный институт здравоохранения и Центры по контролю и профилактике заболеваний (в Украине эту функцию выполняет Национальная служба здоровья – ред.) Многие ученые отложили собственные программы исследований, чтобы посвятить себя изучению функционирования вируса, его распространения, лечения, и того какие вакцины будут для этого безопасными и одновременно эффективными. Во время распространения пандемии эксперты делились своими знаниями в режиме реального времени, что привело к определенным недоразумениям. В начале пандемии они не советовали общественности носить маски, потому что это могло вызвать их недостаток для медицинских работников, но позже эксперты изменили этот совет в связи с новой информацией. Такие исправления не являются признаком слабости или ненадежности. Они свидетельствуют о научной практике и честности. Их главные научные предписания оказались оправданными: ученые утверждали, что распоряжение оставаться дома уменьшит количество заболеваний, и, к счастью, эти меры помогли. Ученые прогнозировали, что если закончить карантин рано, это увеличит количество случаев заболевания, так и произошло.

Ученые не является всезнающими и могут иметь предубеждения, как и все мы. Именно поэтому процесс научного исследования имеет предписанные шаги тестирования, проверки и оценки результатов научным сообществом. В то время, как отдельное лицо может иметь определенные предубеждения, сообщество активно критикует труды друг друга, чтобы минимизировать возможные предубеждения и погрешности для достижения консенсуса касаемо информации, которую они представят. Этот процесс не является идеальным, всегда можно найти несогласных, но сотрудничество ученых гораздо более достоверно, чем теория одного человека, выложенная на YouTube. Ученые сообщают о тех случаях, когда консенсус не является бесспорным, чтобы не преувеличить значение сделанных выводов. Итак, когда доктор Фаучи, ведущий эксперт по инфекционным заболеваниям в США, рассказывает о том, что ученые узнали об этом инфекционном заболевании, к нему стоит прислушаться.

Однако, чтобы принимать правильные решения необходимо нечто большее, чем просто наука. Апеллирование к «науке» не может быть единственным основанием для определения политики реагирования; необходимо учесть много других факторов. Экономический ущерб и социальные трудности вызванные пандемией являются болезненными, и рассудительные христиане могут не соглашаться с тем, как уравновешиваются удовлетворение потребностей экономики и здоровья населения. Еще более чувствительной для нас является тема влияния карантинных мероприятий на церковные собрания. Когда церкви открываться снова, христианам необходимо найти баланс между Господним призывом собираться вместе и Его заповеди защищать немощных. Для таких решений нам нужно нечто большее, чем наука нам нужна библейская вера, чтобы быть мудрыми и проницательными (Иакова 3:13-18). Во время других пандемий на протяжении истории христиане показали, что вера – это то, что побуждает нас к глубокому состраданию больным, детям, пожилым и уязвимым, когда мы выполняем Христову заповедь заботиться «о малых сих» (Матфея 25: 31-36). Наша вера призывает нас пожертвовать собой ради других и принять временные ограничения наших свобод, потому, что мы имеем непреходящую и совершенную свободу во Христе (Евреям 10:34). Наша вера помогает нам быть смиренными и кроткими, обсуждая спорные вопросы (Ефесянам 4:2-3). Именно наша вера, а не наука, преодолевает страх и дает надежду. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Псалом 46: 2).

Итак, вера в Иисуса Христа побуждает нас принять решение:

Носить маски в помещениях, где есть скопление людей, и соблюдать другие правила физического дистанцирования, сформулированных Министерством здравоохранения (1-е Петра 2:13-17), за исключением тех случаев, когда существуют противопоказания по состоянию здоровья. Да, носить маску может быть неудобно и неловко, но доказано, что маски снижают вероятность передачи заболевания другим. Правила ношения маски не являются попыткой лишить нас свободы – это исполнение заповеди Иисуса любить ближнего, как самого себя (Луки 6:31).

Пройти вакцинацию против вируса COVID-19 согласно назначению врача, когда появится эффективная и безопасная вакцина. Для выработки коллективного иммунитета необходимо вакцинировать большую часть населения, что также защитит людей с проблемами иммунной системы и тех, кто не может быть  привит из-за определенных противопоказаний. Вакцинация – это дар Бога для предотвращения заболеваний не только для нас, но и дня немощных среди нас (Матфея 25:31-36).

Опровергать ложную информацию и теории заговоров, сталкиваясь с ними в наших социальных сетях и общинах. Христиане призваны любить истину; нам не следует колебаться под влиянием лжи (1-е Коринфянам 13:6). Мы будем активно поддерживать распространения научной и медицинской информации из надежных источников, по отношению к которой существует консенсус, и использовать эту информацию, принимая решения в наших семьях, церквях, школах и рабочих местах.

Работать ради достижения справедливости для сообществ, среди которых отмечается наибольшее количество умерших от COVID-19. Христиане призваны с мужественно бороться за справедливость (Михея 6:8). Мы должны быть менее равнодушными к бедным и уязвимым. Социальными группами, наиболее пострадавших от эпидемии являются пожилые люди в домах престарелых, национальные меньшинства, которые продолжают испытывать дискриминацию в сфере здравоохранения.

Молитва

Мы молимся, чтобы Бог исцелил миллионы больных, утешил тысячи семей, переживающих горе, и дал мудрости тем, кто должен принимать решение на государственном уровне. Мы молимся, чтобы Бог поддерживал ученых в сфере биомедицины и здравоохранения, работающих над разработкой схемы лечения и безопасной и эффективной вакцины. Мы молимся, чтобы Бог защитил медсестер, врачей и всех работников системы здравоохранения, которые борются с вирусом COVID-19, заботясь о своих пациентах и ​​наших общинах. Мы также молимся, чтобы Бог благословил наши города и народ, и даровал каждому справедливость и процветание (Иеремия 29:7). Аминь!