Поиск «заслуживающей доверия и преображающей надежды» в разгар войны против Украины, углубление климатического кризиса, еще не преодоленные последствия COVID-19 и «скрытой» пандемии психических заболеваний, особенно затрагивающей молодежь — єто ключевые проблемы церквей в европейских регионах Всемирной лютеранской федерации, которые отражены в итоговом документе подготовительной встречи к ассамблее ВЛФ, которая прошла 21-24 марта.
Около ста двадцати представителей церквей из Западного, Восточного и Северного регионов собрались в Мэнсфилдском колледже в Оксфорде, чтобы принять участие в подготовительной встрече в Тринадцатой Ассамблее ВЛФ, проведение которой запланировано на 13-19 сентября в Кракове, Польша. Церкви этих регионов страдают от уменьшения членов, и делегаты признают серьезные проблемы, с которыми они сталкиваются, в поппытках оставаться актуальными и дарующими надежду и чутко реагировать на духовные потребности людей.
«Мы должны найти новые способы быть Церковью», – подчеркнули участники, и многие призывали к восстановлению «работы над нашей теологией мира и самозащиты, задачи себе вопроса: «Как мы можем быть миротворцами в это время?» Павел Шварц, епископ Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Украины, свидетельствовал о том, как общины в Харькове и других местах выживают и продолжают предлагать пастырскую опеку наиболее уязвимым жертвам войны. Некоторые тезисы его выступления:
«История из книги Плач Иеремии — история надежды. Вдохновляющая надежда дает нам силы жить дальше и нести свое служение даже во время кризиса.
Некоторые европейские народы имеют подобный опыт – угрозу уничтожения, когда больший народ хотел истребить меньший. Подобный опыт имели также Церкви, систематически уничтожавшиеся в социалистические советские времена. Но, повторяя за библейским автором, можно сказать – «по милости Господа мы не исчезли»…
Предложения украинскому народ сдаться, прекратить борьбу или не давать ему оружие для самозащиты ради мира в Европе, это не история о любви к ближнему, это скорее история о собственном страхе и безразличии к судьбе ближнего.
Понимание того, что смерть может прийти внезапно, например, в результатае ракетной атаку, дает возможность переосмыслить собственные приоритеты и духовность.
Один из самых больших вызовов с которыми встречаются люди – быть мужественным, чтобы признать собственные грехи и преступления своего народа. Пример Германии является фактически единичным примером, когда нация берет на себя ответственность. Признание собственного участия в ошибках или грехах было и в дальнейшем является одной из самых больших проблем человечества»
Потребность в распространении осведомленности в сфере проблем психического здоровья была еще одним новым приоритетом для многих лидеров церквей в регионе, отметивших, что «нам нужно работать над нашей теологией психического здоровья и играть свою роль в развитии отношений […] взаимной заботы в наших общинах. Молодые делегаты, в частности, отмечали необходимость для церквей предоставлять больше ресурсов, касающихся «эко-тревожности, депрессии и других проблем психического здоровья», а также улучшать обучение по этим темам для членов церквей и ординированных служителей. Европейские делегаты из числа молодежи встретились в Оксфорде накануне подготовительной встречи, и среди вопросов, которые они обсуждали приоритетными, были психическое здоровье, климатическая справедливость и более инклюзивные и доступные церкви.
Инклюзивность и доступность также были сферами, которые подчеркнули все лидеры церквей в своем итоговом документе как с точки зрения более современных литургий и богословия, так и использования более понятного языка и большего присутствия в социальных сетях. Итоговый документ призвал к честности в борьбе с наследием расизма, исключения из общественной жизни и насилия.
Участники сетовали на глобальное наступление на права человека и гендерную справедливость, причем религия «слишком часто используется в качестве аргумента для оправдания» таких действий. Делая упор на тревожный рост насилия по гендерному признаку во время пандемии, делегаты сказали, что «отмечая 10-ю годовщину политики гендерной справедливости в ВЛФ, мы признаем, что мы достигли прогресса в выражении и принятии разнообразия как знамения того, что Божье творение есть хорошим». Они также призвали к уважительному отношению к сложным вопросам, связанным с человеческой сексуальностью.
Размышляя об отношениях между ВЛФ и церквями-членами, лидеры сказали: «Нам нужно укрепить наши собственные демократические структуры и подходы к вовлечению участников», особенно опираясь на дары женщин, молодежи и неординированных членов Церкви. Призывая к «увеличению возможностей для сотрудничества между поколениями», они признали потенциал молодых людей и работы по адвокации, коммуникации и распространению Евангелия для широкой аудитории.
Признавая «богатство разнообразия» в глобальном сообществе, а также в европейской семье Церквей, участники подготовительной подчеркнули необходимость продолжать «внимательно слушать друг друга и не отказываться друг от друга». Они подытожили: «Укорененные в одной надежде, мы объединены в единое тело одним Духом. С Христом в центре мы верим, что единство в примирении и многообразии возможно».
LWF/P. Hitchen Оригинал