«Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.» (Пс. 138:13)

«Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.» (Фил. 2:7)

Из-за имеющегося у меня опыта использования техник биологии развития я смотрю на Адвент с немного другой перспективы, чем большинство людей. Задолго до известного путешествия в Вифлеем, еще до того, как Марию обвинили в прелюбодеянии, и до того, как Иосиф взял в жены свою беременную невесту, Иисус стал эмбрионом.

Я не вижу смысла в том пытаться понять, что произошло между разговором Гавриила с Марией и возникновением крошечного зародыша в ее утробе с полным набором человеческой ДНК. Мне известно только то,  что одна клетка поделилась на две, из двух клеток стало четыре, из четырех – восемь, затем шестнадцать, и так далее до тех пор, пока Сын Божий не стал бластоцистой: маленьким шаром из клеток, не больше шарика ручки.

Рассматривая воплощение через линзу биологии развития, мы еще больше осознаем красоту и тонкость этого процесса. Но как это знание влияет на понимание нами личности Иисуса? И как оно влияет на наше собственное путешествие веры в период Адвента?

Дивно устроен

Я занимаюсь научным исследованием наследственных заболеваний глаз используя технологии генетики, молекулярной биологии и биологии развития. Я изучала маленьких тропических рыбок Да́нио-ре́рио (также известных как «дамский чулок») и этот опыт помог мне понять механизмы нашего собственного раннего внутриутробного развития, так как многие процессы развития являются для нас общими. 

Меня поражает Псалом 138 и то, как в нем описывается внутриутробное развитие царя-пастуха Давида как что-то, происходящее «… в тайне» (138:15). Самые ранние этапы развития зародыша были полнейшей загадкой для современников этого псалма, но в наше время мы знаем, что первые несколько недель являют собой чрезвычайно сложный процесс. Клетки в крошечном сгустке, прикрепившемся к стенке матки, продолжают делиться, обретая все более специфические функции и двигаясь в определенной закономерности по мере того, как формируется и развивается эмбрион, который в конце концов приобретает очертания человека.

Каждая клетка зародыша развивается в определенном направлении отвечая на биохимические сигналы, проходящие сквозь нее. Эта клетка должна прикрепиться к своим соседям, принимая и, в свою очередь, передавая биохимические послания. Иногда она двигается за скоплением других, становясь и двигаясь в ряд, как ребенок в хороводе. В другой момент она отделяется и двигается в другом направлении, четко следуя инструкциям. Некоторые клетки покидают танец, когда в них больше нет нужды, а такие органы как мозг или руки приобретают определенную форму, как бы высекаемые из мрамора.  

Давид ничего не знал об этом, когда писал свою знаменитую песнь славословия. Но одно было ему известно наверняка – в Боге он может найти покой, осознавая, что он известен и любим до самого основания своей сущности.

Примерно через тысячу лет после написания 138 Псалма, Бог Сам вошел в Свое творение. Божий Сын облачился в физическое тело «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7-8). Он принял человеческую ДНК.

Для некоторых авторов комментариев это наделяет органическую жизнь достоинством. Бог разделил с нами прекрасный, хрупкий, причудливый процесс превращения в ребенка. Лично для меня Воплощение является демонстрацией глубокой любви и смирения Бога. Сын обладал всей славой «будучи образом Божиим», однако согласился быть образованным из того же материала, как всякое другое живое существо на земле. Он «не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого» — став шариком из клеток.

Взирать со смирением

В это Рождество подумайте о том, как наш мудрый, любящий и терпеливый Бог пришел в древний Ближний Восток – «Приняв образ раба» — и доверил Себя процессу развития, который был создан через Него. Он стал хрупким сгустком клеток, бесформенных как желе, хотя бесконечно более сложных. Он сформировался в беззащитный эмбрион, зародыш, который нуждался в утробе, чтобы оберегать его. Бог избрал молодую женщину, обладающую огромной физической, эмоциональной и духовной силой, способную вынашивать Его в течение этих ранних стадий, и поддерживать в разные этапы Его жизни.

История Рождества переворачивает все с ног на голову. Создатель становится частью Своего собственного творения, препоручая Себя заботе бедной молодой паре, положив начало совершенно неожиданной революции. Самая великая перемена в истории началась с физического процесса, который ученые начали понимать только недавно, и с демонстрации смирения, которому мы не только не можем подражать, но даже вполне его понять.

Будучи биологом, я ощущаю в этой истории свою собственную зависимость от Бога, и это помогает мне славить Его более осознанно. Мы сотворены из праха. Бог, который сотворил процесс, который произвел меня на свет, а потом Сам став его участником, теперь превознесен навеки. Эта история также побуждает меня узнавать еще больше, чтобы еще сильнее удивляться и радоваться чудесам Божьего творения.

И наконец, события Воплощения дают мне надежду, что с Божьей помощью я смогу немного больше отражать любовь и смирение Христа, становясь частью революции, которой Он положил такое поразительное начало Своей смертью и воскресением.

Счастливого Адвента!

Доктор Рут Банцевич, биолог, сотрудник Института веры и науки имени Фарадея (Великобритания)

Оригинал — https://scienceforthechurch.org/