Музыкальные реформы Лютера, как весьма существенная часть его реформаторской деятельности, проявились, прежде всего, в реформировании богослужения. Лютер не отменил мессу, как основное богослужение церкви, но перевел основные молитвы с латинского на немецкий, в значительной степени скорректировав текст мессы в соответствии с новым учением. В своем стремлении возвратится «к практике и учению ранней церкви», Лютер впервые за многие столетия возвращает в церковь традицию совместного пения.
Дело в том, что в ранней католической церкви община принимала непосредственное участие в богослужебном пении. Эта традиция, введенная в свое время епископом Миланским Амвросием (339 – 397), была нивелирована на рубеже VI – VII веков в ходе григорианской реформы, заменившей пение общины на пение священников. Френсис Шейфер в своей книге «Как же нам теперь жить?», в частности, пишет: «Во времена Амвросия, с его антифонным псалмопением, ибо он, подобно Лютеру, писал тексты гимнов и учил своих прихожан петь».
Однако, на немецкой почве эта реформа была проведена не полностью, и в католической церкви в отдельных случаях (крестные ходы, молебны и процессии) допускалось пение прихожанами духовных гимнов и песен на немецком языке.
Таким образом, ко времени Реформации, бытовавшие в церковно-общинном обиходе немецкие духовные песни, послужили основанием в созидании богослужебного пения новой, формирующейся в это время, протестантской церкви. Сославшись на Альберта Швейцера, отметим: «Лютер с удивительным художественным пониманием языка пересмотрел старое песенное наследие церкви, изменив и улучшив его в соответствии с новым потребностями».
Аналогичным образом он поступал и с мелодиями. Всё, что казалось ему в той или иной степени «пригодным», он использовал при сочинении текстов и улучшал.
Сам Лютер, великолепно разбиравшийся в музыке своего времени, хорошо пел и свободно владел техникой игры на флейте и лютне. Вместе со своими сподвижниками, выдающимися музыкантами Иоганном Вальтером (1496 – 1570) и Конрадом Рупшем (1475 – 1530) он работал над созданием первого церковного сборника многоголосных хоральных песнопений. В книге Кёстлина «Лютер – отец евангелического пения» рассказывается, как эти два музыканта гостили у Лютера в течении трёх недель, «составляя его совет». Вместе с композиторами-единомышленниками Лютер обратился к народным напевам. Работая в этом направлении, они создавали песнопения с опорой на ладово-интонационную систему немецкой народной песенности. Наряду с уже известными в то время духовными песнями, привлекались и обрабатывались мелодии светских. В дальнейшем большинство облагороженных церковью мелодий укрепились в своем новом звании.
Вместе с тем Лютер не отказался полностью от григорианских напевов, и в ряде вновь создаваемых песнопений прослеживается мелодико-интонационное присутствие григорианских гимнов. Так, по мнению Швейцера мелодия хорального песнопения Лютера «Ein feste Burg ist unser Gott» – «Оплот могучий – наш Господь» «соткана из оборотов григорианского хорала». При этом Швейцер отмечает талант автора – «чтобы из обрывков создать единое целое.
Как следствие церковной реформы – приобщение всей паствы к общецерковному пению следует рассматривать и целенаправленную работу по созиданию духовных песен для домашнего, семейного пения. Примечательно, что первый немецкий песенник «Enchiridion» или карманная книжечка, необходимая каждому нынешнему христианину для разучивания и пения духовных песен и псалмов, выпущенный в 1524 году, предназначался не для церковного употребления, а для пения дома, в семейном кругу. Мелодии каждой песни сборника изложены одноголосно, «дабы глава семьи мог петь её детям и домочадцам».
В поле зрения немецкого реформатора была также школа. Приоритет образования, школы и высшей школы в немецкой духовной истории уходит своими корнями в эпоху Реформации. Лютер не довольствовался введением общего пения только в церкви. Он настаивал на обучении духовному пению в школах, которые стали своего рода «подготовительным классом для пения хорала в протестантском богослужении». Лютер рассматривал музыку как средство духовного формирования личности человека. Духовная песнь была для него важным инструментом в утверждении религиозного сознания, в утверждении веры, орудием в борьбе со злом.
Музыкальные реформы Лютера направленные, прежде всего, на реформирование церковного богослужения и утверждения нового вероучения в современном ему религиозном обществе, оказали чрезвычайное влияние на развитие музыкального искусства в Германии, а затем и через творчество выдающихся композиторов – на всеевропейское.
Евгений Гончаренко
Источник: «Богословские размышления» №17, 2016