Мы привычно говорим о высоком темпе жизни в 21 веке, и не без оснований жалуемся на огромный поток информации, зачастую нам абсолютно не нужной. Наша жизнь часто похожа на бурный поток, состоящий из множества забот «хлебе насущном». В такой круговерти не остаётся достойного места для памяти о событиях давно минувших лет. Уже хорошо, если к историческим событиям наше внимание привлекают «круглые» даты.
В этом году, готовясь к памятным мероприятиям, посвящённым 80-летию массовой депортации советских немцев, вдруг пришло осознание, что практически не осталось в живых свидетелей тех трагических событий.
Некоторыми воспоминаниями о своей жизни и истории предков поделилась Телла Эмануиловна Шмидт, член Немецкой Евангелическо-Лютеранской общины города Бердянска (Украина).
Предки по материнской линии (Зейбель) появились в Запорожских землях в 1823 году в составе семей-переселенцев из Западной Пруссии (районов Данцига (Marienburg) и Эльблонга (Elbing)), основав поселение под наименованием Райхенберг (Богатовка) – нем. Reichenberg.
По отцовской линии предки (Шмидт) проживали на Кубани в немецком поселке Равнополь (Ростовская область), поселившись там, предположительно в начал 19 века. В период коллективизации все немецкие семьи, всегда отличавшиеся трудолюбием и достатком, потеряли имущество. Родственники по линии отца, спасая свою жизнь, вынуждены были покинуть Равнополь, поселившись в Журавлёвке (ныне Луганская область). Однако сталинские репрессии 1937 года отняли у немецких семей практически всех взрослых мужчин, которых незаконно осудили и расстреляли. Эта участь постигла дедушек Теллы Эмануиловны и их братьев.
Нападение гитлеровской Германии на СССР и стремительное наступление гитлеровских войск летом 1941 года послужило поводом к началу самого страшного и разрушительного периода жизни немцев, проживавших на советской территории, – массовой депортации. По приказу советских властей немецкие семьи зачастую целыми посёлками вывозили из родных мест в отдаленные районы Сибири, Урала, Казахстана.
Телла Эмануиловна рассказывает, что в сентябре 1941 года им дали на сборы 24 часа, и, разрешив взять с собой 16 килограмм пожитков, отвезли на станцию Штеровка (ныне Луганская область). Так начался их путь в Казахстан. Сначала их везли в железнодорожных вагонах, предназначенных для перевозки скота, потом – на машинах, и дальше – лошадьми на телегах. Шесть раз они попадали под бомбёжки, по пути потеряли 13-летнюю сестру папы. Самого папы Эманта Яковлевича Шмидта с ними не было, потому что уже до выселения семьи его сослали в Сибирь в так называемую «трудовую армию» на каторжный труд и гибельные условия существования.
Путь до Казахстана занял около месяца. Все вещи, которые переселенцам позволили взять с собой, по дороге были обменены на еду. Особенно ценился кипяток, которым можно было не только согреться, но и размочить в нём крупу, картофель, словом, всё, что было съестного. Холод, голод, болезнь и смерть были попутчиками немецких семей.
По прибытии в совхоз Манбулак Семипалатинской области трёхлетняя Телла с мамой Герминой Ивановной Шмидт поселились в развалинах бывшего сельского клуба, в уцелевшей комнате с разбитым окном. Благодаря образованию мама стала работать бухгалтером в совхозе. Несмотря на это жили впроголодь, а одевать маленькую Теллу и подавно было не на что.
В 1944 году вернулся из «трудармии» отец. Полного восстановления семьи не произошло, но Телла общалась с ним и проводила много времени до конца его жизни. Эмант Яковлевич был необычайно одарён талантами от Бога. Он прекрасно рисовал, вырезал по дереву, изготавливал мебель, умел играть на многих музыкальных инструментах.
Когда мама попала в больницу с брюшным тифом, бабушка Теллы (по отцовской линии) Мария Петровна Шмидт опекала внучку. Она всегда любила и заботилась о ней. Личность Марии Петровны заслуживает уважения и восхищения. Она принадлежала семье потомственных лютеранских пасторов. В станционном посёлке Аягуз, куда депортировали практически всё родное немецкое село, она, рискуя многим, организовала лютеранскую общину. Мужчин-лютеран не было, и Мария Петровна собирала немцев для изучения Священного Писания, крестила и конфирмировала детей. Благодаря ей, Телла Эмануиловна изучала Библию, читая её древнее издание на немецком языке. В 10 лет Телла прошла конфирмацию.
После переезда из Манбулака в Аягуз мама устроилась бригадиром грузчиков на станции. Этой хрупкой женщине весом 56 килограмм приходилось носить 70-килограммовые мешки. На то время в одной барачной комнате жили три семьи из 12 человек. Спали на нарах у стен, лишь у Теллы была кроватка. Маме иногда давали на работе хлеб, который она распределяла между детьми и стариками, живущими в комнате. Маленькая Телла иногда собирала просыпавшиеся из вагонов зёрна, чем очень пугала родных, поскольку наказание за такое по тем временем могло быть очень жестоким. Бывало, ходили вброд через студёную воду за реку, чтобы набрать немного мёрзлого картофеля, брошенного на совхозном поле.
В школу Телла смогла пойти только в 8 лет, и первое школьное платье ей сшила из мешковины бабушка (по материнской линии) Эмилия Самуиловна Зейбель, урождённая Герценбергер. Ей Телла обязана своим умением вязать, и таким образом, в последствие они обеспечивали семью одеждой, связанной из отходов производства шерстопрядильной фабрики.
Заканчивала школу Телла уже в Семипалатинске, куда переехала их семья. Там у неё в 1957 году родилась дочь Наталья. Телла Эмануиловна устроилась в геологоразведку, где долгое время работала вместе со своим отцом. Её мама Гермина и дочь Наталья с 1963 года жили в Караганде.
Тоска по родным местам, и суровый климат Казахстана, так и не ставший привычным, постепенно привели маму Гермину Ивановну к решению уехать в Украину. Семья её поддержала, и в 1983 году они переехали в посёлок Пески, что на окраине Донецка. За плечами остались годы работы и выход на пенсию. Теперь у Теллы Эмануиловны уже есть внуки и правнуки, и хотелось бы написать, что в её нелёгком и непростом жизненном пути начался золотой период спокойствия и семейной радости.
Так и было, пока в июле 2014 года её посёлок, расположенный у Донецкого аэропорта, не подвергся обстрелам. Война на востоке Украины пришла и в её дом. И вновь, как и в 1941 году, семья Теллы Эмануиловны вынуждена была покинуть обжитые места, взяв с собой только самое необходимое. Теперь она живёт в городе Бердянске Запорожской области, имея официальный статус внутренне перемещённого лица. Дом, в котором она жила в Донецке, теперь непригоден для проживания.
Глядя на жизненный путь Теллы Эмануиловны Шмидт, на то, сколько горестей и страданий довелось испытать ей и семье, поражаешься тому, что это никак не озлобило её. Она никогда не вспоминает об унижениях и обидах, которые пришлось сносить только потому, что она родилась в немецкой семье. Наоборот, с теплом и благодарностью она отзывается о людях, которые помогали преодолеть тяжести жизненного пути. Она с любовью вспоминает казахов, которые сами, живя довольно бедно, делились подчас последней едой и одеждой с депортированными немцами. Бывало, казахские семьи усыновляли немецких детей-сирот.
Телла Эмануиловна не жалуется и не обвиняет других в неустроенности жизни. Она просто живёт. Живёт и верует. В свои в 83 года Телле уже нелегко передвигаться, но она, когда может, приезжает в кирху и на лютеранском богослужении принимает Святое Причастие.
Юрий Рыков, предикант Немецкой Евангелическо-Лютеранской общины города Бердянска.
Оригинал – Der Bote #2, 2021 c. 6-9