Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим. 8:26-30)
Дорогие христиане! Шестое воскресенье после Пасхи следует сразу после праздника Вознесения нашего Господа. Поэтому оно называется «Exaudi» ((услыш) или же «Сиротское Воскресенье». Церковь, вспоминая об этих событиях, верит, что Апостолы чувствовали себя покинутыми, после того, когда Господь на 40-й день вознесся и заповедал им ждать «обетование от Отца». Вместе с этим, Апостолы должны были непрестанно молиться взывая об исполнении обетования.
Мы можем задаться вопросом: зачем Апостолам нужно было молиться, если Иисус всего лишь повелел им ожидать «обещанного от Отца» — крещения Духом Святым, принятия силы? Почему им прищлось 10 дней взывать к Богу? И Церковь нашла, что слова 26 Псалма наилучшим образом отражают им молитву и переживание: «Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне». Если Господь обещал, ведь это обязательно должно исполниться, и это не зависит от нас! Так может думать человек, который рассуждает логически, не зная, кто есть Бог и какова Его воля.
Не смотря на то, что Бог обещает, на самом деле Он всегда ожидает от нас, что мы будем в этом заинтересованы, хотя бы так же, как хлебороб заинтересован в том, чтобы вырос его урожай. Хотя от него не зависит погода и чрезвычайные события. Вот, что Апостол свидетельствует о творении: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Римл. 8:19). Если творение «с надеждою ожидает», а не просто равнодушно ждёт и проводит время, то тем более человек верующий, любящий Бога должен «ожидать».
Давайте вспомним пророка Даниила. Не смотря на то, что пророк Иеремия пророчествовал о том, что еврейский народ будет в плену Вавилона 70 лет, он всё равно постился и молился об исполнении этого обетования. И сейчас вы можете узнать, что религиозные евреи, которые отвергли Иисуса как мессию, продолжают молиться каждую субботу об исполнении обетования о пришествии мессии Израиля.
Теперь мы не удивляемся тому, что Апостолы, когда услышали, что Иисус повелел им ожидать исполнения обетования, начали молиться. Мы можем думать, что от нас ничего не зависит, но тем не менее Апостолы желали, чтобы обетование исполнилось скорее. Они верили, что если Бог будет видеть их смирение и желание, то обетование явится быстрее и им не нужно будет его ждать бесконечно долго. И как мы знаем, Апостолам пришлось ждать всего 10 дней. Мы можем продолжать думать, что Апостолы были неразумными, потому что всё в руках Божьих и от нас ничего не зависит, но Апостолов избрал Господь. И они молились.
Божья воля и Его обетование совершенно не отделены от того, кем мы являемся, что мы делаем и желаем. Так верили евреи, так верили Апостолы. Мы можем это увидеть на протяжении всей Библии: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс. 32:13-15). Если воля Господня исполнится не смотря ни на что, то Господу не важно, что мы делаем. Зачем тогда Ему быть настолько внимательным к нам?
Друзья, Бог есть любовь. Бог желает, чтобы мы были связаны с Ним любовью, для Бога это важно. Ещё 3 000 лет назад Он сказал нам: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). Почему? Потому что «пребывающий в любви, в Боге пребывает» (1Иоан.4:16). Бог желает, чтобы мы молились, дабы видели, что Он слышит нас и отвечает нам. Бог желает, чтобы мы молились, чтобы мы поняли, что Он наш Бог, Который нас любит и Который «нуждается» в нашей любви. Бог желает, чтобы общение, которое было потеряно в раю, было восстановлено, и восстановилась гармония всего творения. Именно для этого пришел Сын Божий.
Апостол Павел в своём послании к «Римлянам» подчеркивает, что хотя исполнение заповедей является хорошим делом, но оно не избавляет человека от греха и не может помочь человеку соединиться с Богом. Но лишь тот человек, в чьём сердце пребывает Божья любовь, является не только «исполнителем Закона», но и этим свидетельствует, что в его сердце обитает Святой Дух. И только Святой Дух является источником Божьей любви в нашей жизни. Поэтому Апостолы с таким нетерпением ожидали обетование Святого Духа, непрестанно пребывая «в молитвах и молениях с благодарением».
Когда мы видим, насколько Божья воля, Его обетования тесно связаны с нашей личностью, нашими мыслями, желаниями и поступками, мы понимаем, что Божью волю нужно не просто понимать, но и переживать. Нужно не только верить, но и любить Бога. Нужно не только ожидать пришествия Господа с ангелами силы Его, но и молиться об этом. Ведь не случайно нам заповедано Господом просить: «Да придёт Царствие твоя и да будет воля Твоя». Поэтому, когда начинают философски рационально рассуждать о Боге, Его «предопределении, призвании, предведении», то всегда делают ошибку, отделяя Бога и Его волю от человека и его воли.
Итак, Апостолы 10 дней молились об обетовании Святого Духа, они понимали, что это станет настоящей духовной революцией для всего Израиля и даже человечества. Вот, что об этом сказал пророк Иеремия: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33). И он так объяснил это обетование: «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого…» (Иер. 31:34).
Апостолы достаточно много и подробно рассказали нам о Святом Духе. Но, несмотря на это, Дух Божий, как был, так и будет оставаться тайной для человека. Сегодня есть тенденция всё упрощать и объяснять, даже в том случае, если это невозможно, и конечно тогда это уже превращается в ложь. Да, сейчас такое время. Те, кто руководят, считают своим долгом успокаивать людей, давая им «правильные» объяснения. Но Апостолы и наш Господь не стремились объяснять необъяснимое, поэтому их послания содержат в себе любовь и довольно противоречивіе утверждения — оксюмороны.
Выслушаем апостольское свидетельство: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Римл. 8:26). Конечно, можно спорить, о каком духе идёт речь, о нашем или Божьем? Церковь же видит, что Апостол продолжает свою речь о Духе Святом – Духе Христовом, как он сказал об этом выше в 9 стихе.
Как же Дух Христов нас подкрепляет? Как Он «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными»? Почему мы не знаем, о чём молиться? Сегодня у христиан есть много ответов на эти вопросы. Из-за этих ответов христиане и ссорятся, и ругаются, и разделяются. Доходит даже до того, что христиане перестают признавать друг друга, как христиан. Это ужасно. Дух Божий – это Дух любви, потому что «любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым». Любовь приводит к взаимопониманию, любовь не приводит к конфликтам, любовь не приводит к разделениям и вражде.
Поэтому Дух Святой подкрепляет нас любовью. Эта любовь даёт силу нашей молитве и вере. Мы не должны чувствовать физически присутствие Святого Духа в нашем сердце, мы не должны слышать «неизреченное ходатайство» нашими ушами или разумом. И тем более, мы не должны пытаться имитировать «воздыхания неизреченные», как делают некоторые «духовные». Вот, что говорит Сам Иисус о Святом Духе: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). Даже, если Дух Святой обитает в твоём сердце, ты «не знаешь, откуда приходит и куда уходит».
Почему же «мы не знаем, о чем молиться, как должно»? Ведь мы знаем, что нам нужно и чего мы хотим. Но кто-то мне скажет: «Мы не знаем как молиться, чтобы получить именно то, что мы желаем, мы не знаем, с какой верой нам нужно молиться ради этого». Что же нам может сказать Господь? «Ищите Царства Божия и праведности его»,а Апостолы добавят: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1). Можем ли мы об этом молиться как должно? О небесном нужно молиться небесно. Да и молиться с верой, которая действует любовью к Богу и ближним, нам грешным молиться бывает подчас весьма трудно. Ведь даже когда мы молимся за наших ближних, мы часто молимся, на самом деле, за себя, свои желания и страхи.
Итак, Господь дарует нам Дух Христов – Дух Святой – Дух Любви, который даёт нам силу молиться с верой и любовью, добавляя к нашим молитвам «воздыхания неизреченные», которые Бог чувствует и слышит. И что должно радовать нас ещё больше, это то, что Сын Божий, принимая наши молитвы и ходатайства Духа Святого, Сам продолжает это ходатайство и нашу молитву: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Римл. 8:34).
Пастор Владислав Цеханович