По прошествии субботы Мария Магдалина, и Мария Иакова, и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И в первый [день] недели, очень рано, при восходе солнца, приходят к гробнице и говорят между собой: «Кто отвалит нам камень от двери гробницы?» И, взглянув, видят, что камень отвален, а он был весьма велик. И, войдя в гробницу, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись. Он же говорит им: «Не ужасайтесь. Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». И, выйдя, побежали от гробницы. Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. (Мар.16:1-8)
В некоторых театральных произведениях Древней Греции и Древнего Рима применялся прием под названием Deus ex machina (Дéус экс мàкина) – Бог из машины. Когда герои спектакля окончательно запутывались и оказывались в тупике, то на сцену выходили боги и решали проблему за них. Актеров, играющих богов выводили на сцены с помощью специального механизма, из-за чего такое название и закрепилось.
«Богом из машины» сейчас называют низкопробный прием в литературе и кинематографе, когда автор не может логично обосновать почему его герои выходят из этой ситуации победителями и все происходящее выглядит как случайность. Чтобы этого избежать автор должен на протяжении всего произведения показывать, что ситуация, характер и контекст героев логично приводили их к тому решению, которое их, в итоге, спасло.
Три женщины, Мария Магдалина, Мария Иакова, и пришедшие рано утром в воскресенье, чтобы помазать тело Иисуса благовониями, как предписывал иудейский погребальный обряд оказались в затруднительном положении. Его положили в пещеру, а вход завалили тяжелым камнем. Большинство мужчин, которые их сопровождали после казни Иисуса прятались, потому что боялись за свою жизнь. Стражники, которых поставили охранять могилу вполне могли оказаться недружелюбными и отказать им в просьбе. В конце концов, зачем им напрягаться ради какого мессии-неудачника и провинциалок, которые следовали за ним по пятам? Но женщины уже прошли часть пути и вероятность, что закончив его они встретятся с проблемой заваленного входа в гробницу будет весьма велика.
Хотя это было не такой большой проблемой, по сравнению со всей ситуацией, в которой оказались ученики Иисуса после Его смерти. Они пришли в Иерусалим со своими планами и надеждами на новую жизнь. Женщина в те времена не играла большой роли в общественной жизни и была лишь тенью мужчин в своей семье. Хотя, допустим Мария Иакова, если принять свидетельство предания, что она мать апостолов Иоанна и Иакова, ходатайствовала перед Иисусом, чтобы ее дети в Царстве Мессии сели по правую и левую руку нового Царя. Были свои надежды у Марии Магдалины и Саломеи, о которых мы на самом деле очень мало знаем. Но все они рухнули в Страстную Пятницу, когда их Учитель был казнен на Кресте. Теперь им предстояло пережить горькое разочарование и с позором вернуться к тому образу жизни, который они вели до этого. Как их проблемы могли быть решены?
Когда Мария Магдалина, Мария Иакова, и Саломия подошли к могиле Иисуса – они увидели отваленный камень. Наверняка они испытывали по этому поводу радость и облегчение. Не нужно напрягаться самим (тем более что не факт, что даже втроем у них бы получилось сдвинуть камень), не нужно подвергаться риску быть осмеянными и униженными со стороны стражников. Камень отвален. Значит можно зайти в пещеру и сделать то, ради чего они сюда пришли.
Но тут возникла новая проблема. Тела Иисуса нет. Вместо него они видят молодого человека в белой одежде, который им говорит: «Не ужасайтесь. Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». И, как пишет Евангелист Марк они: выйдя, побежали от гробницы. Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Евангелист Марк довольно скупо, в отличии от всех остальных, описывает сцену с пустой гробницей. В ней очень мало подробностей, и нет тех чудес, которые можно встретить у Луки, Иоанна и тем более у Матфея, который очень любил вплетать в повествование апокалиптические ноты. Выглядело так, что сцена в гробнице хоть и неожиданная, но на первый взгляд в ней нет ничего такого, что должно было ввести женщин в трепет и ужас. Почему отсутствие тела и слова молодого человека о том, что Иисус воскрес и ждет учеников в Галилее вызывает такую реакцию?
Проблема того, что тела Иисуса не было в могиле оказалась очень серьезной для трех женщин. И до сих пор она остается серьезной для многих людей. Недаром мы переживаем бум фильмов и других произведений про зомби, а ожившие мертвецы стали неотъемлемой частью современной культуры. Мы привыкли рассматривать смерть, как нечто окончательное и бесповоротное, путь в один конец. Возвращение «с того света» — это неестественно. Сама мысль об этом вызывает тревогу, даже если речь о близком и родном человеке. Но именно с этим женщинам и пришлось столкнуться.
Воскресение Иисуса, которое разом разрешало клубок этих проблем, могло бы показаться таким внезапным «Богом из машины». Но оно не было чем-то внезапным. Бог постепенно, на протяжении всей Священной Истории готовил Своих людей к принятию идеи воскресения. Во второй главе книги Бытие сотворение человека описывалось так: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт.2:7) Бог дает дыхание безжизненному телу человека, и он становится душой – живым существом. Екклесиаст описывает смерть так: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7) На протяжении сотен лет у иудеев не было представления о жизни после смерти, пока постепенно через пророков Бог не начал им открывать Свой замысел: он воскресит в теле все верных Ему и обновит мир, испорченный вследствие грехов человека, чтобы на нем воцарились любовь, мир и справедливость.
Поэтому для учеников Иисуса вера в воскресение из мертвых не было чем-то новым. Единственное, что и правда было неожиданно – что Иисус воскрес раньше, чем произошло всеобщее воскресение. Но он Сам неоднократно об этом говорил ученикам на протяжении Евангельского рассказа, хотя и наталкивался на стену непонимания. Возможно, только увидев Иисуса воскресшим они наконец поняли, о чем были Его слова.
Иисус пришел решить главную проблему человека – проблему смерти. Как в древней пьесе Бог Сам, воплотившись в Своем Сыне, выходит на сцену, чтобы разрубить тот узел противоречий, в котором запуталось греховное человечество. Могила пуста, и это вызывает ужас – законы бытия, казавшиеся незыблемыми нарушены. Но нарушены они Тем, кто их установил. Христос Воскрес!
Воскресение Христа предвосхищает не только пришествие Бога, но и смену декораций. Сам Автор выйдет на сцену в конце пьесы для того чтобы собрать вокруг Себя всех, кто был Ему верен все это время, дать им вечную жизнь и новые роли на Новой Земле. Как писал апостол Павел, чья жизнь была радикально изменена встречей с воскресшим в теле Христом: «тленному этому надлежит облечься в нетление, и смертному этому – облечься в бессмертие. Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою». «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1Кор.15:53-55)
Мы все с вами жаждем победы над жестоким врагом, который уже восемь лет терроризирует нашу страну и не дает нам жить в мире и спокойно развиваться, а 24 февраля решил окончательно нас поработить и уничтожить, как независимое государство. Силы обороны Украины: наши Вооруженные силы, Национальная гвардия, Территориальная оборона, полиция, успешно сражаются и защищают наши жизни. Государство, работники предприятий, бизнесмены и волонтеры вместе с нашими друзьями за рубежом обеспечивают им надежный тыл и наше благосостояние. Для меня это свидетельство того, что как говорил волшебник Гендальф в книге «Властелин колец»: «Зло не правит миром безраздельно». Всегда есть надежда на то, что борьба со злом окончится победой добра, что жизнь победит смерть и разрушение.
Воскресение Христа – это величайшая из одержанных побед. И она одержана дорогой ценой. Пусть же она вдохновляет нас твердо надеяться, что добро должно победить, и грядущая победа Украины станет еще одним свидетельством Божьей благости и милости к нам. Христос воскрес!
Александр Жакун, диакон Общины Святого Павла, г. Одесса