Сегодня мы часто связываем пост с принятием той или иной пищи, с запретами, правилами и предписаниями. Для многих пост стал определенным испытанием своего физического и нравственного здоровья. Мы много слышим и говорим о посте, но чаще всего мы не соблюдаем пост в его истинном смысле. Чтобы понять, что такое пост, мы сделаем небольшой экскурс в историю и посмотрим, что происходило в первые века христианства.

Парамент фиолетового цвета с изображением Пасхального Агнца. Таким украшают алтарь во время Великого Поста

Соблюдать пост христиане начали спустя двести лет после Рождества Христова. Пост продолжался сорок часов – со второй половины дня Страстной пятницы до раннего пасхального утра. Чуть позже христиане постились семь дней перед праздником Воскресения Господа Иисуса Христа – Страстную неделю. Затем пост стал длиться сорок дней как воспоминание о сорока днях, которые Иисус провел в пустыне. Пост состоял из шести недель по шесть дней, от Пепельной среды до среды Страстной недели, и четырех дней, предшествующих празднику Пасхи. Целью поста было осознание страданий и смерти Господа Иисуса Христа во время подготовки к празднику Его Воскресения. Человек в это время должен был задуматься о себе и своей христианской жизни. Великий пост, таким образом, был временем примирения с Богом и людьми, временем прощения и добрых деяний.

Священное Писание в своей ветхозаветной части говорит о посте как о необходимом действии, сопровождающем покаяние человека. Человек, раскаиваясь в своих грехах, начинает поститься и просить Бога о прощении. В другом случае пост связан с трауром по умершему родственнику. Все близкие постились и пребывали в молитве и воспоминании о нем. Третий мотив: пост перед принятием важного, ответственного решения в жизни. Человек на время отказывался от обычного течения жизни для особых отношений с Богом и размышлений о Его слове.

Все три значения мы находим и в Великом посте.

– Он является временем осознания собственной греховности и временем раскаяния.

– Он является временем воспоминания о страданиях и смерти Христа.

– Он призван готовить каждого из нас к изменению своей жизни.

Пастор Александр Гросс

Пост дает возможность задуматься о том, как мы живем, и что нам может дать более тесное общение с Богом. Как видите, я практически не говорю о пище. Человек может отказываться от нее ради испытания себя, ради проверки самого себя, своей веры и силы. Но главное – духовность человека. Все телесное может либо способствовать духовному, либо разрушать его.

В книге пророка Исаии есть слова Бога, сказанные Им Своему народу. Они относятся и к нам:

“Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в то время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте” (Ис 58:3-4).

Господь обращает наше внимание на то, что человек исполняет волю других людей. А те из нас, кто соблюдает пост, вкушая постную пищу, неодобрительно относится к окружающим, которые не соблюдают такие установления. Слова Господа справедливы: мы не постимся так, чтобы голос наш был услышан на высоте.

Евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа, которые еще раз подтверждают не внешнюю сторону поста, не телесные упражнения, а внутреннее состояние (Мф 6:16-18). Ты должен показаться постящимся перед Богом, а не перед людьми. “Помажь голову твою и умой лице твое”, – говорит Он, и эти слова вовсе не означают уныние и озлобленность под тяжестью испытаний.

Пророк Исаия пишет об истинном посте следующее: “Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу… раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом” (Ис 58:6). “Разреши оковы неправды” – открой всю ложь и неправду, будь честен пред людьми и Богом, поступай справедливо во всем. Исповедай свой грех Господу, и Он освободит тебя. “Развяжи узы ярма” – проверь себя. Уверен ли ты в своей свободе, которую обрел в Иисусе Христе? Или, может быть, твоя жизнь полна идолов, которые время от времени заслоняют собой Бога? Проверь себя. Свободен ли ты?

“Вера без дел мертва”, – пишет Иаков, и это утверждение справедливо. Господь призывает творить добро. Но пусть ваши дела веры будут не показными, а искренними, от сердца. Делайте, как для Бога, ибо что вы “сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф 25:40).

Так описывает Господь пост, который нравится Ему. И Он обещает за такой пост много благословений:

“И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою… и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, воды которого не иссякают” (Ис 58:11). Аминь.

Пастор Александр Гросс. Источник: “Вестник/Der Bote” 1/2007