В 2017 году Украина на официальном уровне праздновала 500-летие начала Реформации. 31 октября 1517 профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер опубликовал свои «95 тезисов против индульгенций», и это стало отправной точкой для глобальных изменений в Европе и всем мире. Эти изменения коснулись не только религиозной жизни, но и образования, культуры, политики, экономики и многих других сфер. Было бы закономерно ожидать, что именно лютеране будут играть важную роль в этом праздновании, особенно Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь Украины, как наиболее многочисленное и влиятельное объединение этой конфессии в нашей стране.
Но реальность была совсем иной. В 2015 году Церковь вошла в период кризиса и раскола, и поэтому празднование 500-летия Реформации прошло практически без участия НЕЛЦУ, за исключением отдельных локальных проектов. Наверное, это была самая низкая точка кризиса, который, после избрания Павла Шварца руководителем Церкви в 2018 году начал понемногу разрешаться. Наконец, в 2021 году Церковь восстановила контроль над Кирхой в Одессе и зданием Церковного управления, а изгнанные общины смогли вернуться в свои церковные помещения.
За последние шесть лет Церковь прошла трудный путь. Однако, слава Богу, на этом пути НЕЛЦУ ожидали не только большие потрясения. Одним из главных результатов тяжелого периода истории нашего объединения стало понимание, какой церковь должна быть, чтобы защитить себя от подобных ситуаций в будущем. Синод 2020 года принял не только новую редакцию Устава, но и программный документ, который определяет видение, миссию и ценности Церкви.
НЕЛЦУ сформулировала свою миссию так: Развивать активные лютеранские общины, которые способны проповедовать Благую Весть всем, кто для этого открыт, и являть Божье милосердие делами христианской любви всем, кто в этом нуждается.
Церковная организация — это прежде всего помощь в служении местным общинам. Она должна служить их интересам, а не наоборот. А главная задача общин — быть «солью и светом» в своих городах и селах, провозглашая Евангелие и помогать в решении социальных проблем. Важно, что и общины, и НЕЛЦУ в целом открыты не только для этнических немцев, но для всех, вне зависимости от этнической идентичности.
Из миссии проистекает видение: (НЕЛЦУ) компетентная и активная команда, координирующая усилия лютеранских общин и мобилизирует все возможные ресурсы для того, чтобы они могли наилучшим образом выполнять свою миссию.
Прежде всего, НЕЛЦУ является сообществом, которое работает как единая команда. В ней могут быть разные роли, но она работает ради одной цели. Совместная работа исключает вождизм, авторитаризм, высокомерие и работу исключительно в личных интересах. Наоборот, она побуждает к диалогу, взаимной поддержке и стратегическому мышлению – так как Господь одарил каждого человека и каждую общину особенными ресурсами, которые мы можем эффективно использовать для его Славы лишь объединив усилия.
Также в командной работе невозможно обойтись без совместных ценностей, которые формируют нашу идентичность:
Верность Слову Божьему. Как христианская и лютеранская Церковь, НЕЛЦУ опирается на авторитет Слова Божьего — Священного Писания (Ветхого и Нового Заветов), Закона и Евангелия, ведущего нас ко Спасению и формирующего целостное христианское мировоззрение. Все другие христианские писания и вероисповедальные документы признаются нами нами в той мере, насколько они соответствуют Священному Писанию. Для НЕЛЦУ основными вероисповедальными документами являются Апостольский, Никео-Константинопольский и Афанасьевский Символы Веры, Аугсбургское вероисповедание и Малый Катехизис Мартина Лютера. Кроме того, важными теологическими документами являются другие составные части Книги Согласия, труды Мартина Лютера, в частности трактат «О Рабстве Воли», Лейенбергский конкордат, а также документы Всемирной Лютеранской Федерации и Сообщества евангелических церквей Европы. Тем не менее, проповедь и практика церковной жизни должна строиться прежде всего на свидетельстве Священного Писания.
Преемственность лютеранскому наследию немецкой традиции. Лютеранство бывает разным. Это многообразие традиций создает яркий рисунок. И чтобы сохранить его красоту, важно помнить о своих корнях. Для НЕЛЦУ — это традиция Евангелическо-Лютеранской Церкви Российской Империи и Евангельской Церкви Аугсбургского вероисповедания на территории Галичины. Обе Церкви были умеренно консервативными, с демократическим управлением, принимали активное участие в жизни общества, особенно в сфере социального служения.
Принадлежность к мировому лютеранскому сообществу. НЕЛЦУ — маленькая Церковь в масштабе Украины. И, как маленькая Церковь, мы чувствуем потребность находиться в сообществе с близкими нам Церквями. Такое общение взаимно обогащает своих участников и помогает увидеть новые возможности распространения Царства Божьего. Воплощая эту ценность, НЕЛЦУ ищет индивидуального членства во Всемирной Лютеранской Федерации, развивает отношения в рамках Союза Евангелическо-Лютеранских Церквей, и открыта к установлению партнерских отношений с церквями и организациями Украины, Европы и всего мира на основе общей веры и общих ценностей.
Экуменическая открытость. НЕЛЦУ открыта для общения не только с лютеранскими церквями. Мы являемся участниками Сообщества Евангелических Церквей Европы, в которое входят лютеранские, реформатские и методистские церкви, подписавшие Лейенбергский конкордат, открывший путь к общему Причастию и служению. Особенно мы ценим отношения с общинами Сообщества Реформатских Евангелических Церквей, построенные во время тяжелых времен кризиса НЕЛЦУ. Наша церковь ищет экуменического диалога с Римско-Католической Церковью, Украинской Греко-Католической Церковью, Православной Церковью Украины и другими христианскими церквями в Украине и за ее пределами, так как для нас важны хорошие и конструктивные отношения с братьями и сестрами во Христе.
Призвание к внутренней и внешней миссии. Миссия распространения Царства Божьего, через проповедь спасения во Христе является главной задачей христианской Церкви. Поэтому задача НЕЛЦУ — всесторонне способствовать выполнению этой миссии в тех местах, где уже есть наши общины, открытию новых общин, служению незащищенным слоям населения, христианскому просвещению в цифровом пространстве, самостоятельно или при поддержке наших партнеров. Также важной должна стать поддержка лютеранской миссии в других регионах мира. И мы будем искать возможности поделиться нашими ресурсами там, где они могут быть нужны.
Открытость науке и культуре. Евангелие и культура находятся в определенном парадоксе. Их невозможно полностью гармонизировать. Евангелие — это История, к которой мы приобщаемся через веру. Культура — это также комплекс историй, которые помогают людям чувствовать общность. Задача науки — изучать Вселенную, на основе экспериментов и гипотез, которые можно проверить или опровергнуть. Современного человека невозможно отделить от культурной жизни и научных достижений, и Церковь не может их отвергать. Но также мы видим опасность в том, что определенные научные и культурные концепции навязываются христианам в качестве объектов для слепой веры.
Социальное служение. Как уже упоминалось выше, социальное служение является частью традиции НЕЛЦУ. Оно глубоко укоренено в природе Церкви, которая является Божьим инструментом. Социальное служение — это не только прямая помощь тем, кто находится в затруднительном положении, хотя, конечно, это одно из важнейших направлений. НЕЛЦУ видит ценность в том, чтобы развивать социальные институты, которые бы помогали решать системные проблемы нашего общества, в сотрудничестве с государством и общественностью. Поэтому, мы побуждаем общины сотрудничать с органами власти и местного самоуправления, международными и общественными организациями, и участвовать в их созидательных инициативах, направленных на улучшение жизни общества.
Священство всех верующих. Воплощение социального служения в жизнь невозможно без осознания ценности всеобщего священства. Согласно лютеранскому вероучению каждый крещеный верующий имеет свое призвание, которое является не менее ценным, нежели работа пастора или епископа. Это касается труда на рабочем месте, исполнения гражданских обязанностей, участия в культурной и общественной жизни. И все это является вкладом христиан в Божью заботу о человечестве и Вселенной. Поэтому в НЕЛЦУ невозможна ситуация, когда служители концентрируют власть в Церкви своем узком кругу. Каждый член общины является священником, и на каждого Господь возлагает ответственность за Церковь и ее служение.
Демократичность и подотчетность. Именно поэтому демократическая система управления является для НЕЛЦУ единственно возможной. Представители общин согласно Уставу, избирают на определенный срок Руководство и епископа, являющегося не особым уровнем священства, как в церквях с епископальной системой, а пастором, которого общины наделили особыми полномочиями. Обратной стороной демократии является подотчетность – все, кто избран и назначен на служение в НЕЛЦУ должны отчитываться перед представителями общин и нести ответственность за свою деятельность.
Важность теологического и светского образования. Демократическая система нуждается в образованных людях, которые осознанно готовы взять на себя ответственность за судьбу Церкви. НЕЛЦУ должна уделять большое внимание катехизации, заботиться о знании членами общин Священного Писания, теологии и традиций лютеранской Церкви. Особенно это касается членов Советов общин, и волонтеров, которые берут ответственность за служение. НЕЛЦУ помогает желающим стать диаконами и пасторами получить качественное теологическое образование, а уже работающим служителям — постоянно повышать квалификацию.
Лютеране всегда большое внимание уделяли школьному и высшему образованию, создавая школы и университеты. В нашей стране, уже существуют множество учебных заведений, как государственных, так и частных. Наша Церковь мотивирует членов общин получать качественное формальное и неформальное образование, уделять внимание важности образования для детей и молодежи и сотрудничать с учебными заведениями для этого.
Открытость к партнерским отношениям. Многое из того, что написано выше, невозможно реализовать одной общине, или даже всей НЕЛЦУ самостоятельно. Нам не хватает и, наверное, никогда не будет хватать ресурсов — ни организационных, ни человеческих, ни финансовых, чтобы качественно выполнять свою миссию. Поэтому партнерство является для нас важным. Оно подразумевает, что НЕЛЦУ и ее общины не только что-то получают, но и могут быть полезными на взаимной основе.
Уважение к украинской государственности. НЕЛЦУ является не только частью мирового лютеранского сообщества, которая является частью видимой Вселенской Церкви. И НЕЛЦУ, и общины, ее составляющие, действуют в правовом поле государства Украина. Государство, согласно нашему вероучению, является другим Божьим Царством, через которое Господь удерживает порядок. И, так как Украина является демократическим государством, мы должны не только подчиняться ее законам, конечно, до тех пор пока они не противоречат христианской совести, но и активно участвовать в общественной жизни.