К началу 2-й половины XVI в. лютеранство стало государственной религией во многих княжествах Германии, в Скандинавии, распространилось по Европе, достигло Северной Америки. Особенно важным для нашей темы является тотальное доминирование лютеранства на территории современных балтийских государств Латвии и Эстонии (где Реформация началась в 1520-х гг., А Лютер в связи с этим с 1523 написал несколько писем «Всем христианам в Риге, Ревеле и Дерпте »), а также Финляндии (и распространения его среди коренного населения Карелии и  других этнических групп вокруг Финского залива), которые вошли в состав Российской империи в течение XVIII в. (три остзейских губернии, отдельные уезды Санкт-Петербургской и Олонецкой губерний) и вначале XIX в. (Великое княжество Финляндское).

Лютеране остзейского происхождения (преимущественно немцы) и переселенцы из земель Германии стали стержнем немецко-латышско-эстонского прихода Харьковщины. Впервые евангелическая община в Харькове упоминается с 1768 года.

С начала колонизация Слобожанщины имела преимущественно украинский характер и осуществлялась под протекторатом московского царя и руководством белгородского воеводы с участием московских служилых людей.

Эти первые колонисты (и «черкасы», и московские служилые люди) на Родине встречались с лютеранами и другими протестантами. Украинцы ст. Ореховский и М. Кровицкая некоторое время жили в Виттенберге, и были учениками М. Лютера и Ф. Меланхтона. Известны и многочисленные переходы украинской шляхты и их крестьян на евангельскую веру в ХV-1-й половине XVI в. В Москве же т. н. «лютеры» появились при жизни Василия ІІІ (1505-1533), в время Иване IV (1547-1584) встречались по всему царству до Урала: в столице был пастор и построена кирха. При Алексее Михайловиче (1645-1676) насчитывается 18 000 протестантов. Одна из общин была в Белгороде, административном центре для Слободских полков.

Обычно российские законы создавали условия для комфортного проживания и исповедание веры лютеранами и другими протестантами с целью использования их профессионального потенциала (административного, военного, инженерного, медицинского, научного и т.д.) в условиях запрета распространения их вероисповедания.

Известны факты, когда лютеране временно находились на Слобожанщине. 1670 войска под руководством немецких офицеров подавляли бунт Степана Разина 1709. После Полтавской битвы в Харькове находились пленные шведы.

Связь распространение лютеранства с войнами был характерен не только для Харькова. Большое количество военнопленных во время Ливонской войны (1558-1583) расселялась территории Московского Царства, основывая приходы.

В Харькове появляются представители народов, исповедовавших лютеранство по крайней мере с начала XVII века: в 1709 естляндец К. Ренне, командующие Украинской дивизии саксонец Л. Алларт (1721-1723), богемец И. Вейсбах (1732-1735), брандербуржец Л. фон Бисмарк (1747-1750); руководители возведения Украинской линии фон Циглер; по переписи 1732 видим в Харькове «служителя шведской нации Федора Латыша», военного аптекаря Лифебера и военного врача Милиуса, 1739-47 гг.  – врача И. Винклера, 1760 г. –  портного Принциуса.

Следующим этапом появления в Харькове иностранцев стал 1765, когда Екатерина II введено губернское устройство.

Продолжение следует