1763 бывшая прежде лютеранкой Екатерина II провозглашает манифест «О разрешении всем иностранцам селиться в России …», в частности о праве исповедовать свою религию. Только за 6 лет (1764-1770) в России появилось 117 немецких колоний примерно с 25 тыс. колонистов Две трети переселенцев были лютеранами. В 1767 г. возник приход в Киеве, 1768 – в Харькове. Харьковчане долго не имели пастора, им служил дивизионный проповедник для Украины Кр. Вебер. В 1773 в Харькове 100 иностранцев, а в 1785 среди 10 885 харьковчан первыми после православных упоминают лютеран.

Среди известных лютеран 2-й половины XVIII в. видим педагогов, врачей, аптекарей. Известны заведующий больницами Харькова (1786-1809) И. Кеппен (отец академика П. Кеппена (1793-1864), первый лекарственный инспектор Миндерер. Среди педагогов – фон Буксгевден, директор дополнительных классов коллегиума, где работали немцы-учителя, некоторые педагоги имели собственные пансионы. Наличие дополнительных классов коллегиума, деятельность Г. Сковороды (находился под влиянием лютеранского пиетизма, учась в университете Галле) и В. Каразина (воспитанника частного пансиона И. Шульца) подготовили здесь почву для открытия университета.

К концу XVIII в. в Харькове можно увидеть типичную ситуацию в империи: немцы-лютеране, хоть и немногочисленные, работают на административных должностях. Иногда это члены императорской фамилии, часто высшие офицеры. В 1725-1799 гг. из 111 российских академиков более 50 протестантов. Лютеране были педагогами, медиками, аптекарями, инженерами, квалифицированными ремесленниками.

Директором народного училища в Харькове на рубеже веков был Ф. Рикман. Он подает губернатору 19 сентября 1804 года список лютеран с просьбой построить кирху. Согласно документу, в Харькове проживало 95 лютеран (среди них жена губернатора Бахтина с сестрой, генерал барон Гастфер, фон Минстер), в связи с открытием университета прибыли еще 111 (семьи профессоров Шада, Шнайдерта, преподавателей, квалифицированных ремесленников), вместе 206 лютеран.

Всего в Харьков прибыло 29 профессоров-иностранцев, среди них 18 немцев. Профессора формируют целые научные школы: философские (И. Шад (1758-1834), филологические (И. Кронеберг (1788-1837), восточных языков (И. Барендт (? -1805) и Б. Дорн (1805-1881), экономическую (Л. Якоб (1759-1827), астрономическую (И. Гут (1763-1818), впоследствии развита Л. Струве (1858-1920) отцом А. Струве (1897-1963), одного из крупнейших астрофизиков ХХ в.), различные медицинские (так, В. Грубе (1827-1888) создает харьковскую хирургическую школу, инициирует открытие медицинского общества, его ученик Л. Гиршман (1839-1921) – офтальмологическую).

Профессора и работники университета приобщились к рождению харьковской и украинской журналистики, основанию университетской библиотеки (И. Корнеберг), первому описанию Харькова с санитарно-гигиенических позиций (Альб. Питр (1925-1901), ведению метеорологических наблюдений (И. Гут), созданию профессиональных лабораторий, основанию университетского сада (ныне – им. Шевченко), открытию зоопарка. Университетский учитель танцев И. Штейн создал харьковскую театральную труппу, которой 1819. впервые была поставлена ​​«Наталка-Полтавка» И. Котляревского, что и положило начало профессиональному украинскому театру. Университетский учитель музыки композитор, музыкант Ф. Шульц (1817-1878) подготовил почву для организации музыкального общества, его произведения имели и христианскую тематику.

Лютеране были и ректорами университета (филолог и председатель Церковного Совета И. Кронеберг в 1826-29, 1833-36 гг .; сын члена Церковного Совета ботаник Ад. Питр в 1873-1881 гг.

С открытием университета связано появление первого местного пастора Барендта, профессора восточных языков, переводчика псалмы с иврита на русский.

Позже в Харькове служило еще 2 пастора, которые внесли вклад в литературу. К. Зедергольм (1789-1867, служил 1816-1820 гг.) – первый переводчик на иностранный язык «Слово о полку Игореве» (1825). Пастор И. Розенштраух (1768-1835, служил 1822-1835), оставил уникальное литературное наследие: «Записки у ложа умирающих», воспоминания о пребывании наполеоновской армии в Москве 1812, пастырские письма, фрагменты проповедей. Профессор медицины и поэт А.Блюменталь (1803-1881) перевел на немецкий «Евгения Онегина».

По инициативе И. Розенштрауха построена первая кирха в Харькове Св. Вознесения (1830.), пасторат, комитет помощи бедным немцам, выделена земля под кладбище. Во времена следующих пасторов была открыта школа, преобразованная в женскую гимназию.

Несколько лютеран были губернаторами и занимали высшие должности в руководстве губернии В. фон Валь (1840-1915) в 1979-80 гг., Г. Тобизен (1845-1917) в 1892-1902 гг., О Икскуль фон Гильденбандт (1840 -1912) в 1884-86 гг., который в 1891-96 гг. был президентом Евангелическо-Лютеранской консистории всей империи.

Лютеране Харькова оставили ценную мемуаристику. Кроме записок И. Розенштрауха, это воспоминания проф. К. Роммеля (1781-1859) о жизни в Харькове в 1810-13 гг., Записки педагога Ф. Рейнгардта (1812-1887?), Хроника лютеранской общины Харькова с 1768 по 1880 гг. Проф. А. Дёллена (1814-1882).

Лютеране оставили след в архитектуре города. Фон Буксгевден был инициатором открытия архитектурных классов при коллегиуме, стал владельцем первого в городе частного каменного дома. Архитекторами были члены строительного комитета новой кирхи Ю. Цауне (1862-1930) и Л. Тервен (? -?), оставили после себя десятки домов. Обе кирхи, 1-я, в стиле классицизма, (1830, арх. Окинчиць) и 2-я в неороманском мюнхенском (1913, арх. Гергардт), были выдающимися сооружениями. Немало лютеран были хозяевами собственных домов или промышленных комплексов.

1869 в Харькове открыто железнодорожное сообщение, что обеспечило связь с Донбассом и железорудным криворожским регионом, создало условия для развития промышленности. Лютеране и здесь были пионерами. Среди промышленников – набожный лютеранин М. Гельферих (1828-1902) основатель завода сельскохозяйственной техники, выдающийся благотворитель, который построил специализированную женскую больницу, основал много стипендий и был причастен к рождению харьковского футбола. Другой предприниматель К. Трепке был членом церковного совета.