Иоганн Конрад Вильгельм Лёэ (1808–1872) с 1837 года до конца жизни служил сельским пастором в Нойендеттельзау, Германия, недалеко от Нюрнберга. Это было не то призвание, которого он ожидал. Тем не менее, в этом ничем не выдающемся месте Лёэ начал развивать служение и миссию, оказавшие огромное влияние не только на Германию, но и на США, Австралию и Папуа-Новую Гвинею (а также и на Украину – ред.) — места, куда Лёэ и его преемники в Нойендеттельзау посылали миссионеров.
Лёэ столкнулся с серьезным сопротивлением своему служению в начале своей деятельности из-за склонности к пиетизму и жесткому применению церковной дисциплины против членов церкви, ведущих себя неподобающе. В то же время, он был строгим конфессиональным лютеранином, резко критиковавшим государственную церковь. Тем не менее, Лёэ прославился своими проповедями и миссионерским рвением. Одной из его многочисленных инициатив в Нойендеттельзау стал учебный институт, который отправлял миссионеров и пасторов к немецким иммигрантам в США. Благодаря этой инициативе, Лёэ считается одним из основателей как лютеранской церкви — Лютеранской Церкви Синода Миссури, так и Синода Айовы (одного из предшественников современной Евангелическо-Лютеранской Церкви Америки – ред.). Лёэ также основал диаконические учреждения для людей с инвалидностью и других нуждающихся, продолжающие действовать и по сей день не только в Баварии, но и по всей Германии.
Лёэ был влиятельным автором, который занимался историческим изучением литургических традиций ранней церкви, осуществил реформу литургии посредством публикации богослужебной книги, в которой особое внимание уделялось частной исповеди и более частому празднованию Святого Причастия. Лёэ опубликовал множество работ с пастырской точки зрения по многим темам: проповеди, духовные размышления, работы по литургии и экклезиологии. Но именно благодаря его организаторским способностям — в частности, основанию миссионерского общества и диаконических учреждений — его влияние ощущается и по сей день.
Богословие Лёэ было ориентировано на церковную практику. В «Трех книгах о церкви» Лёэ ярко описал место церкви в истории: «Возникнув во время Пятидесятницы и на Голгофе, Церковь течет сквозь века, как река, и та же самая река, и никакая другая, будет течь неизменно сквозь века — до того великого дня, когда она полностью впадет в прославленное море вечного блаженства». Лёэ представлял Вселенскую Церковь, существующую на протяжении веков, и смело заявлял, что именно лютеранская церковь, с ее конфессиональной четкостью, была наиболее полным её выражением. Поскольку река, названная церковью, продолжала течь с 19 века по настоящее время, какое наследие Лёэ оставил церкви в наше время?
Церковное богословие Лёэ включает в себя несколько отдельных аспектов, которые заслуживают подробного рассмотрения, поскольку они являются темами, отражающими его влияние Лёэ на церкви в Америке (и не только – ред.). Особое значение имеют пять аспектов этого церковного богословия: пиетизм, конфессионализм, литургическое обновление, диакония и миссия.
Во-первых, церковное богословие Лёэ было пиетистким. На Лёэ повлияло пиетистское возрождение того времени. Его любимый профессор в Эрлангене, Кристиан Крафт, был ярким представителем пиетизма 19 века. Пиетизм Лёэ породил ранний и стойкий интерес к миссии. С самого начала своего пасторского служения Лёэ стал известен тем, что организовывал пиетистские кружки, с целью поддержки зарубежных миссий. На протяжении всего своего служения, Лёэ посвященно готовил и публиковал духовные размышления. Этот интерес получил продолжение благодаря его участию в подготовке пасторов и учителей для служения немецким иммигрантам на Среднем Западе Америки. Пиетизм дал Лёэ яркое ощущение действия живого Бога в человеческой жизни. Пиетизм всегда был движущей силой миссионерской работы. Лёэ — яркий пример того, как пиетизм влияет на сердце, подталкивая отдать всего себя людям.
Во-вторых, церковное богословие Лёэ было конфессиональным. Реагируя на давление со стороны юнионизма (стремления объединить лютеран и реформатов в рамках одной церковной организации – ред.), которое оказывалось на протестантские церкви в Пруссии и других частях Германии в 19 веке, Лёэ стал решительным защитником лютеранской конфессиональной идентичности. Лёэ ценил лютеранскую традицию за сохранение Евангелия Иисуса Христа в его чистоте. Он опасался потери доктринальной чистоты, если лютеранская церковь соединится с реформатами под давлением. Более того, он сопротивлялся навязыванию такого воссоединения со стороны правительства. Лёэ был глубоко убежден, что лютеранская церковь лучше всего сохранила суть христианского учения. Это убеждение он разделял с другими лютеранскими лидерами того периода.
В-третьих, церковное богословие Лёэ было литургическим. Лёэ, как ученый-теолог, серьезно изучал литургические традиции ранней церкви. Эти исследования стали основой для литургического порядка, который он разработал для использования не только в собственной общине, но который также был опубликован для использования в лютеранских церквях в Германии и США, и широко известен как «Агенда Лёэ». Лёэ высоко ценил литургический формат богослужения и считал, что такая форма способствует встрече поклоняющегося собрания с живым Богом. Его усилия по реконструкции исторического литургического обряда были оригинальным вкладом в обновление приходской жизни того времени. Это подразумевало также значительный акцент на Таинствах и возобновление практики празднования Святого Причастия каждое воскресенье. Лёэ даже ввел обряд частной исповеди в качестве подготовки к приходу к Вечере Господней. Бог – это главное действующее лицо, которое приходит к нам в Слове и Таинстве во время богослужения. Это убеждение подпитывало понимание Лёэ, что Бог, который приходит к нам в Слове и Таинствах, также является Богом, спасающим мир. Вклад Лёэ в область литургического обновления продолжает оказывать влияние на развитие богослужебных материалов и по сей день.
В-четвертых, церковное богословие Лёэ было диаконическим. Его понимание служения Церкви включало восстановление её диаконической функции. Он инициировал создание ордена дьяконисс и благотворительных учреждений, которые продолжают служить в Германии и по сей день. Основываясь на восстановлении диаконии Августом Франке в 18 веке, воплощении идеи ордена диаконисс Теодором Флиднером в 1830-х годах и вдохновляясь примером своего современника, Иоганна Вихерна, Лёэ внес выдающийся вклад в служение церкви в мире. Он рассматривал диаконическое служение, как жизненно важное измерение работы церкви в Новом Завете и считал его ядром «внутренней» миссии церкви. Организованная в диаконических учреждениях работа распространила служение Церкви на многих нуждающихся, включая больных, умирающих, бедных, пожилых людей и людей с инвалидностью. Диакониссы Нойендеттельзау также принимали активное участие в образовании молодежи.
В-пятых, церковное богословие Лёэ было миссионерским. Церковь Божья на протяжения всего существовании находится в движении: «Ибо миссия есть ни что иное, как Единая Церковь Божия в своем движении, воплощение единой Вселенской, католической Церкви… Миссия есть жизнь Вселенской Церкви. Там, где она прекращается, кровь и дыхание останавливаются; где она умирает, умирает и любовь, соединяющая небо и землю. Вселенская Церковь и миссия —два понятия, которые никто не может разделить, не убив их обоих, это невозможно». Действительно, Лёэ, в основном, рассматривал всю работу церкви как миссию, внутреннюю миссию или внешнюю миссию. Акцент на внутренней миссии ясно выразился в его приходском служении среди жителей Нойендеттельзау и в его усилиях по организации служения для немецких иммигрантов в Соединенных Штатах. Сосредоточение внимания на Внешней миссии особым образом выразилось в его желании увидеть Евангелие, провозглашаемое коренным американцам. Можно утверждать, что все остальные характеристики церковного богословия Лёэ — пиетистское, конфессиональное, литургическое и диаконическое измерения — в конечном счете служили интересам миссии.
От редакции сайта: Влияние Лёэ также распространилось и на Украину. Диакониссы из Нойендеттельзау служили в Одессе и Бессарабии. Основанный им институт богословского образования 1930-х годов готовил служителей для лютеранских общин, действующих на территориях, находившихся в то время под властью Польши.
Доктор Крейг Нессан, профессор Вартбургской теологической семинарии (Дабек, США)