Рецензия на книгу: Дитрих Бонхёффер. Жить вместе.
Пер. П. Ласточкина и Г. Ивановой. Редактор М. Козлова.
Москва: Изд-во «Триада», 2003. 112 с.; ISBN: 5-86181-204-7
Дитрих Бонхёффер, немецкий лютеранский пастор, теолог, участник антинацистского заговора и один из создателей Исповеднической церкви писал эту книгу в период, когда был преподавателем в семинарии Исповеднической церкви. В своей книге он делится своим опытом совместной жизни в христианской общине, переосмысляя духовные дисциплины и их влияние на христианскую жизнь.
Фактически эта книга – это опыт совместной жизни пасторов в тех непростых условиях, когда исповедание Христа в жизни больше, чем Гитлера, каралось смертью.
Основная тема книги – это практическая жизнь в общине. Где община рассматривается как семья и поэтому все практики применимы как в отдельной семье для воспитания детей, так и в церковных общинах.
Структурно книга распределена на пять глав, каждая из которых в определенной последовательности раскрывает важность и необходимость применения духовных практик в христианской общине.
На фоне различных национальных идей в обществе, автор утверждает, что объединение и единство христиан происходит исключительно в Иисусе Христе. Поэтому общение становится возможным и реальным, только в том случае, когда христиане объединяют ся в Иисусе Христе. Через Иисуса Христа и в Иисусе Христе сообщество становится христианским. Поэтому мы нуждаемся друг в друге сегодня и уже здесь объединяемся для жизни в вечности. И только в Иисусе Христе человек получает спасение, поэтому целью христианского общения является донесения вести о спасении друг другу. Христианская община означает сообщество, которое существует благодаря Иисусу Христу и в Иисусе Христе. Это является ключевой предпосылкой, по словам автора, на которой основываются все наставления Писания относительно совместной христианской жизни. Не то, кто мы есть как личности и даже не то, что мы совершаем как христиане, а только то, что совершил Иисус Христос для каждого из нас. Исходя из этого автор, определяет христианскую общину как не идеальную, а божественную реальность, а также называет ее духовной, а не душевной реальностью.
Если община – это божественная реальность, тогда Бог заложил основание нашего общения и определяет его границы, а это значит, что любая человеческая мечта будет неуместна в этой общине. Поэтому христианская община это не идеал, который мы себе представляем, а созданная Богом во Христе реальность, в которой мы участвуем.
Вторым важным элементом христианской общины, по словам автора, является ее духовность, где близость наша основана на Христе, а не душевности. Сегодня именно в этом происходит подмена понятий, мы ищем больше то общество, которое нам подходит, а не то, где есть Христос.
Основным правилом в христианском сообществе является отношения любви друг ко другу, но любви духовной, а не душевной. Именно в духовной любви лежит не желание, а служение другому, через посредничество Христа.
Автор выдвигает ключевую идею того, что реальное присутствие христиан друг с другом является для самих верующих источником радости и силы. Поэтому важно правильно проводить время в христианском общении. На примере семьи автор показывает, что каждый день должен начинаться с поклонения Богу, через чтение Писания, молитвы и пения, и заканчиваться поклонением. Возращение к раннехристианским традициям песнопения, которые сочетались с молитвой, является для автора очень актуальным для его времени.
Выделяя при этом совместное пение как часть общения. Кроме этого, автор дает детальные рекомендации по вопросу чтения Писания в кругу семьи и совместного пения, что может являться хорошей рекомендацией для практических шагов. Однако нельзя согласиться с автором, что все должно происходить исключительно по этому сценарию.
В тоже время автор обращает внимание на важность правильного понимания того, что наша жизнь состоит не только из чисто духовных вещей, но и таких обыденных как трапеза и труд, но которые должны также находиться в зависимости от нашего взаимоотношения с Богом. В частности трапезу автор рассматривает как праздник, где прославляем Бога за Его дары, а труд должен происходить в сочетании с молитвой.
Трапеза и труд хорошо помогают нам избавляться от нашего эгоцентризма: трапезу мы разделяем с другими, а труд смиряет наше эго.
Автор выделяет наши личные отношениях с Богом, где молитва и размышления выступают приоритетными. Практика личной молитвы, ходатайственной молитвы и размышления над Писанием в течение дня укрепляет христианина и помогает ему воспринимать других христиан. В то же время наши внутренние отношения с Богом, должны иметь внешние выражения.
Практические рекомендации автора помогают выстраивать правильные отношения внутри общины. Это в частности касается того, чтобы мы имели дисциплину речи (не говорить все, что приходит на ум), умели выслушивать своего ближнего, быть активными в том, чтобы помогать друг другу в повседневных делах, научились нести бремя друг друга (страдать вместе с ним, именно поэтому автор вернулся на родину, чтобы быть среди своих братьев). Все это автор называет служением друг другу, при котором происходит передача Божьего Слова друг другу или то, что мы называем проповедованием.
В свете того, что автор принадлежал к лютеранской церкви, он не обошел и вопрос исповеди и Причастия как важной части совместной жизни в христианской общине. Для автора, когда человек исповедается, тогда он обретает христианское общение, но исповедание не перед священником, а друг перед другом. Для него исповедание перед другим христианином представляется, как обрести крест, то есть это унижение, которым подвергается человек. Но именно в исповедании и оставлении греха открывается для человека новая жизнь, уверенность в прощении. А уже в Причастии человек объединяется с остальными в радостном общении. Поэтому Причастие – это высшее проявление христианского общения.
Эта книга имеет ценность в том, что помогает переосмыслить вопросы общинности в современном христианстве и вопросы духовных дисциплин не только для личного исполнения, но и для семьи и общины.
Кричун С.В.
Одесская богословская семинария
Одесса, Украина
Оригинал: http://almanah.bogomysliye.com/article/view/208231