В течение почти двух лет Карл фон Мильтиц, посол (нунций) Папы Римского, пытался заключить соглашение между Папой и Лютером, которое положило бы конец кризису в Германии. Когда Иоганн фон Экк опубликовал буллу с угрозой отлучить Лютера от церкви, Мильтиц попытался организовать встречу, чтобы найти компромисс. Он и друзья Лютера в правительстве Фридриха Мудрого убедили реформатора написать письмо, адресованное Папе лично, и разъяснить свое богословие в позитивной форме, без нападок. Он согласился. Результатом стала четвертая выдающаяся книга, написанная Лютером в 1520 году, трактат «О свободе христианина». Он был опубликован пятьсот лет назад на немецком и на латыни.
В трактате «О свободе христианина» Мартин Лютер раскрывает, что значит быть христианином. Он соединяет воедино все, что он узнал о Евангелии и о том, как оно мотивирует к совершению добрых дел в служении Богу и нашему ближнему. Попутно он описывает то, что станет характерными идеями и доктринами лютеранской церкви.
Лютер начинает книгу с парадокса, констатируя два тезиса, которые кажутся противоречащими друг другу, но оба верны одновременно:
Христианин является совершенно свободным господином всего сущего, и не подвластен никому;
Христианин является покорнейшим слугой всего сущего, и подвластен всем;
Лютер описывает две природы, присутствующие в каждом христианине. Духовная природа, Новый Адам, свободна, потому что Сын Божий освобождает его. Плотская природа, греховная в греховном мире, Ветхий Адам, порабощена реалиями этого века. Поскольку Иисус пришел, понес наши грехи на кресте, полностью искупил их — все они прощены. Христианин спасен — и свободен — потому что он или она доверяет Ему и полагается только на Его заслуги. В результате в христианине возникает новая природа, которая любит Бога и хочет любить ближних, служить и повиноваться им. Таким образом, христианин вынуждается этой любовью к Богу проводить свою жизнь, заботясь о своем ближнем.
Итак, Лютер делает вывод: «Поскольку он свободен, он не совершает дел [закона], но поскольку он слуга, он исполняет все дела». Хотя Новый Адам свободен от закона, он или она охотно подчиняется ему, часто автоматически, ради своего ближнего. Эти дела также необходимы для того, чтобы дисциплинировать внешнего человека, Ветхого Адама, для того чтобы не дать ему впасть в грех и потерять веру.
Лютер делает заключение, что мы должны думать о наших добрых делах здесь как о добрых делах Адама до грехопадения. Значит, не добрые дела делают человека добрым. Добрый человек творит добрые дела. Он формулирует это так: «Христианин живет не в себе самом, но во Христе и в ближнем своем. В противном случае, он не христианин. Он живет во Христе верой, в ближнем же своем – любовью. Верой он восходит к Богу через себя. Любовью он через себя нисходит к ближнему своему».
Роберт Смит
Источник: whatdoesthismean.blog
Полный текст трактата по ссылке