Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: «Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». И, взяв с Собой Петра и обоих сыновей Зеведея, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мной». И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: «Так не могли ли вы один час бодрствовать со Мной? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: «Вы всё еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня». (Матф.26:36-46)

Поль Гоген «Иисус в саду»

Дорогие братья и сестры!

Так случилось, что Страстное время 2022 совпало со временем войны, с нападением России на Украину. В 1-е воскресенье Страстного времени мы были рассеяны и единицы общин НЕЛЦУ совершали воскресную литургию. Кому-то уже удалось покинуть Украину, кто-то записался в ряды вооруженных сил или другим способом помогает защищать Родину, кто-то (к сожалению) оказался в оккупации. Где бы вы ни были, если у вас есть возможность собраться вокруг Слова и таинств, то сделайте это. Не обязательно в церковном помещении. Сделайте это таким образом, чтобы ничто не отвлекало вас от слушания Слова Божьего. Я же, с Божьей помощью, хотел бы проповедовать Его святое Евангелие, которое актуально и в мирные времена, и время войны.

В Страстное время церковь сосредоточена на библейских отрывках, где рассказывается, как Господь спас нас от греха, дьявола и смерти, и на какую жертву Он пошел ради этого. Сегодня мы читаем о борении Иисуса в Гефсимании. Это реальная борьба живого Человека, сознательное решение выбрать волю Божию, а не только то, что удобно и безопасно. Во время земного служения Иисус не всегда и не полностью использовал Свою Божественную силу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Фил.2:7,8)

В проповеди я хотел бы сосредоточиться на ключевых вопросах: где взять силы для победы и как выполнить волю Божию в конкретной ситуации.

Во время войны от многих людей звучит – главное верить в собственные силы! Мы сильны, мы непобедимы! Мы обязательно прогоним оккупанта из родной земли!

Верить в свои силы важно, но недостаточно. В свои силы и свою победу верит и оккупант. И если в это верят обе стороны, то вопрос только в том, у кого этих сил (людей, техники, способностей) окажется больше. Нужно что-то большее для победы, чем вера в собственные силы!

И происходящее с Господом Иисусом в Гефсиманском саду хорошо иллюстрирует мой тезис. Иисус знал, что Он пришел на землю, чтобы умереть за грехи мира. Но теперь, когда время Его распятия близится, Его мучения стали расти и усиливаться. Вся внутренность сопротивлялась тому, чтобы принять на себя грех. И не только потому, что Он должен испытать физическую боль, но потому, что Он должен был взять на Себя все бремя и скверну человеческого беззакония. Собственных сил справиться с этим оказалось недостаточно.

Господа охватило чувство глубокого одиночества. Он испытывал большую тоску и из-за личных разочарований. Сначала было вероломство Иуды, предавшего Того, Кто милостиво учил его и служил ему в течение трех лет. Затем еще печальнее было «дезертирство» остальных одиннадцати учеников, для которых Он был Спасителем и Господом. Он был их Учителем и Другом, который ободрял, прощал и поддерживал. Однако, вскоре те, кого Он никогда не покинет, покинут Его. От Него отречется Петр — тот, в которого Иисус вложил, пожалуй, больше времени и энергии. Но Петр устыдится Учителя и будет клясться, что не знает Его. Кроме того, Иисус столкнется с огромной несправедливостью. Сам Творец справедливости станет объектом величайшей несправедливости человечества. На Него будут клеветать в судах лживые люди — и все это будет делаться во имя Бога. Тот, Которому ангелы поют славу и в Котором благоволение Отца, будет проклят и осмеян людьми, многие из которых лишь за несколько дней до этого пели Ему и клали одежду под ноги.

Во время этой скорби Иисус знал, что утешить Его мог только Небесный Отец. И всякий раз, когда волна соблазнов подступала к Нему, Иисус уединялся для общения с Отцом. Это происходило трижды.

Иисус умолял Отца: «Если возможно, да минует Меня чаша сия». Здесь Он спрашивает, возможно ли избежать креста, не нарушив искупительного плана Бога и Его цели. Мучение от осознания того, что нужно стать грехом, становится невыносимым, и Он говорит в присутствии Отца или есть другой способ избавить людей от греха.

Божий гнев и суд в Ветхом Завете часто сравниваются с чашей, которую нужно было выпить. Чаша эта символизирует страдания, которые Иисус должен был испытать на кресте. Это была чаша ярости Божией, изливающейся за все грехи человечества, которую Сын, как жертвенный Агнец Божий, должен был выпить. Поэтому Он получил ответ – нет. Крест – единственный способ спасти человечество.

Интересно наблюдать за реакцией учеников. О них упоминается, как о тех, кто в самый важный момент спит.

Следует отметить, что сон часто является способом убежать от реальности, и ученики, возможно, спали не потому, что были безразличны, а потому, что чувствовали себя разочарованными и подавленными. Они не могли принять, что дорогой Господь, обещанный Мессия, не только пострадает от рук грешных людей, но и будет убит ими.

Но при этом нужно честно признать, что на нас лежит ответственность. Мы не можем пассивно поддаваться искушениям. Сейчас хуже всего, что может сделать христианин из Украины – закрыть ладонями глаза и произнести – “меня это не касается!” Единственный способ не поддаться искушению – это помнить о лукавстве сатаны и обращаться в молитве к Небесному Отцу не только когда мы уже искушены, но и когда мы только чувствуем приближение соблазна. Апостол Петр первым усвоил урок той ночью в Гефсиманском саду. И после того наставлял христиан: «Трезвитесь и бодрствуйте! Ваш противник – диавол, ходит вокруг, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5:8). Однако он также заверил их, сказав: «Господь знает, как спасти благочестивых от испытания» (2 Петра 2:9).

Мы не можем собственными силами одолеть сатану или плоть, а если мы думаем иначе, это может привести нас к серьезной духовной трагедии. Когда на войне разведчик видит противника, он не начинает сражение сам. Он просто сообщает о том, что видел и передает это дело в руки командира. Так же и верующий человек не должен начинать поединок с дьяволом, но он должен немедленно бежать в присутствие своего Небесного Отца. Мы должны молиться Богу, чтобы Он «не ввел нас в искушение, но избавил нас от лукавого» (Матфея 6:13).

После третьей попытки Иисус окончательно сказал Своему Небесному Отцу: «Да будет воля Твоя». В этих молитвах Иисус дает своим последователям совершенный пример. Мы не только учимся противостоять соблазнам, но и узнаем, что молитва – это не средство повлиять на волю Божию, а наоборот, подчинение нашей воле Его воли. И если Иисус Христос покорил Свою совершенную волю воли Отца, то тем более мы должны подчинять свою несовершенную волю Его воле. Настоящая молитва – это согласие с тем, чего Бог хочет от нас и для нас, независимо от того, какую цену нам нужно будет заплатить, даже если ценой нашей покорности Богу будет смерть.

Особенно обращаюсь к братьям и сестрам, которые сейчас словом и делом помогают устоять Украине на своих местах. Мы призывали к Господу и просили у Него силы не поддаться порыву, чтобы противостоять Божьей воле. По сути, это грех. Должны понимать, что Божий мир – шлем, который Иисус дарит своим ученикам и так называемый «русский миръ» это противоположности. Первое – воля Божья, второе – сатанинский соблазн. При этом можем быть уверены, что чем искреннее мы ищем Божьей воли, тем яростнее сатана будет пытаться отвлечь нас от нее. И отвечать на это мы должны так же, как отвечал наш Господь. Мы должны молиться и всем сердцем стремиться быть ближе к Богу.

Искушения вместо того, чтобы ослабить и испугать Иисуса, сделали Его сильнее. В конце отрывка Господь не ждет, когда враги приблизятся к Нему, Он Сам выходит им навстречу. С непобедимым мужеством Иисус продемонстрировал преданность Своему Небесному Отцу, Который на третий день воскресит Его из мертвых. Когда Иисус направился к толпе, пришедшей арестовать Его, Он по сути решительно направился к кресту.

Сегодняшний евангельский текст может научить нас тому, что духовную победу одерживают те, кто бодрствует в молитве и кто полностью полагается на Отца Небесного. И что вера в свои силы и неподготовленность — прямой путь к духовному поражению. Когда человеческих сил не хватает, нам нужна сила свыше. Иисус получил необходимое ободрение от Отца Небесного. Мы получим его также, если проведем время с Ним в Слове и тихой молитве. Аминь.

Пастор Игорь Шемигон, НЕЛЦУ Св. Мартина, Киев