Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. (1Кор.10:16,17)

Photo by Christian Liebel on Unsplash

В культовом фильме «Матрица» человечество проиграло войну роботам, и теперь тела людей служат источником энергии для машин, после того как над всей планетой воцарилась ядерная зима. Чтобы люди не бунтовали, а смиренно принимали свое положение их всех погрузили в виртуальный мир, который и называется Матрица. Нéо, главный герой фильма начинает догадываться, что с миром что-то не так, после чего его находят люди, один из которых, Мòрфиус, предлагает на выбор выпить одну из двух таблеток разного цвета. Выпив синюю, он бы остался жить в Матрице и забыл бы об этой встрече, а выпив красную – проснулся бы в реальном мире… Он принимает красную и совершает свой личный исход: освобождение от рабства к свободе.

Незадолго до событий Страстного Четверга Иисус въехал в Иерусалим, как Царь Своего народа. В описании произошедшей за несколько месяцев до этого сцены Преображения в Евангелии от Луки евангелист упоминает, что Моисей и Илия говорили с Иисусом об Исходе, который ему предстояло совершить в Иерусалиме. И вот Евангельская история, история нового Исхода приближается к кульминации. Первое, что сделал Иисус – это устроил переполох в Иерусалимском Храме. Он выгнал с его территории торговцев животными и менял, чем на время остановил, проходившие в нем жертвоприношения.

Жертвоприношение – было и продолжает оставаться важнейшим ритуалом во многих религиях. Этот обряд включал в себя не просто сам акт забоя жертвенного животного: оно должно было обладать определенными характеристиками и быть ценным для хозяина, животное нужно было посвятить божеству, правильно убить и поступить с мясом так, как предписывается ритуалом. При этом мясо жертвенного животного часто считалось священным, потому что само божество к нему «прикасалось».

В религии Ветхого Завета жертвоприношение тоже стоит в центре культа. В древние времена именно жертва была важнейшим знаком принадлежности к вере. Жертва, принесенная Богу Израиля воспринималась как святыня, а жертва – принесенная другим богам – как мерзость. Также, как и мясо жертвенного животного. Если жертвы, которые совершались в Храме, были посвящены истинному Бог, то зачем же Иисус их приостановил?

Отчасти потому, что храмовые чиновники превратили веру в прибыльный бизнес. Иудейским законом предписывались многочисленные жертвоприношения, которые нужно было совершать в Храме. Не всем охота было вести животных из дома – проще было купить их на месте, из-за чего смысл обряда – отдать Богу самое ценное – терялся. Также в Храме нельзя было использовать деньги язычников – их нужно было поменять на особую храмовую валюту. Естественно, не без прибыли для менял и тех, кто дал им лицензию. Для этих операций выделили внешний двор храма.

Он был местом, где могли присутствовать не только евреи, но и язычники. И придя туда, вместо благоговения перед Богом они видели лишь базар, со всем что ему сопутствует: расчётливостью, бранью, антисанитарией… Это ли тот образ который Бог хотел явить всему миру через Свой народ?

Поэтому акция Иисуса была призвана привлечь внимание к тому, что жертвы, приносимые в Храме, уже теряют смысл. Как и сам Храм. Иисус предлагает Своему народу другую жертву. Он, принявший на Себя грех народа при Крещении на Иордане, полностью отождествивший Себя с Ним, Сам будет принесен в жертву.

И, как мы уже знаем, жертва – это не только акт убийства. Чтобы приобщиться к жертве, стать ее участником, нужно было также и съесть ее. Поэтому Иисус, незадолго до Своей Казни и устанавливает Причастие. Он называет ломаемый хлеб Своей Плотью, а вино – Своей Кровью. И те, кто участвует в этом обряде, кто употребляет Тело и Кровь Господа – являются Причастными Его жертве.

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?» (1Кор.10:16)

Мы становимся причастными Христу, через Крещение и веру. Но Причастие на протяжении всей истории Церкви всегда было центральной частью богослужения. Таинством, на котором наша вера проявляется публично. Этим мы свидетельствуем, что по благодати, а не по этническому происхождению или своим заслугам, являемся членами искупленного и оправданного Божьего народа. Именно поэтому Причастие – это нечто, что обязывает христиан и накладывает на нас определенные ограничения.

«Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:17) Причастие связывает нас вместе. Мы как одно тело призваны любить друг друга и заботиться друг о друге так же, как заботимся о самом себе. Конфликты, разделения и раздоры внутри Церкви – свидетельство того, что мы недостаточно серьезно относимся к жертве Христа. И Его Тело, Его народ до сих пор остается разделенным. Даже не нужно далеко ходить – в нашей НЕЛЦУ до сих пор есть группы людей, которые не желают иметь общения с нами. С другой стороны, на этом фоне вселяет надежду то, что мы установили общение с четырьмя реформатскими церквями в Западной Украине и теперь вместе с ними принимаем Причастие, проповедуем и служим тем, кто нуждается, в том числе переселенцам, пострадавшим от войны.

 Но также апостол Павел пишет далее «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10: 21) Хотя он сам утверждает, «идол в мире ничто» (1Кор. 8:4), но участие в идолопоклонстве, в том числе публичное употребление идоложертвенной пищи, он достаточно сурово порицает, даже если христиане и не верят в других богов.

В наше время уже не так актуальны вопросы, связанные с пищей, хотя, допустим, еда, которую распространяют кришнаиты посвящена как жертва их богу и христианам не стоит ее употреблять. Но есть некоторые символические акты или обряды, в которые может нас втягивать государство или компания, в которой мы работаем. Они могут быть и не связаны напрямую с религией, но публичное их употребление заставляет нас отступаться от нашей веры. Например, один из украинских патриотических лозунгов «Украина прежде всего!»

Не потому, что мы не любим Украину или не хотим служить своим согражданам, а потому что, причастность к Народу Христа для нас важнее, чем лояльность государству. Более того, она как раз и проистекает из нашей веры. Причастие обязывает нас свидетельствовать о том, что жертва Христа для нас прежде всего, а все остальное уже – результат нашей убежденности в этом.

В фильме «Матрица» есть еще один персонаж – Сàйфер. Он принял красную таблетку много лет назад, но разочаровался в своем решении. На протяжении фильма он часто жаловался на невкусную еду и условия жизни в реальном мире и мечтал вернуться в иллюзию, в результате чего предал своих друзей.

Иисус дал нам возможность присоединиться Нему в Его Исходе. Принимая Его Тело и Кровь мы публично приобщаемся к Его жертве и физически ощущаем Свою Причастность к Нему и Его народу. На нашем пути мы будем не раз встречать испытания и искушения отречься от Христа и последовать за мнением толпы. Пусть участие в Святом Таинстве хранит нас от этого и укрепит нас в осознании того, кто мы.

Александ Жакун, диакон Общины Святого Павла, г. Одесса