Интервью с пастором Реформатской церкви Святого Андрея в селе Подгайчики Ивано-Франковской области Владимиром Якубовским. Беседовал Александр Жакун.
Как появилась ваша община? Реформатская церковь достаточно экзотична в наших краях.
На самом деле, на наших землях история реформатского движения достаточно давняя. Она берёт начало в 20-х годах прошлого столетия. На территории Западной Украины были достаточно сильны реформатские церкви. На момент расцвета движения, к середине 30-х от Прикарпатья до Волыни, насчитывалось более 50 церковных общин и миссионерских ячеек. Иногда сельские общины почти в полном составе переходили из православной и греко-католической веры в реформатство. В нашей деревне Подгайчики практически так и произошло. Община насчитывала более сотни верующих, и уже через несколько лет им удалось построить свое собственное помещение, правда, церковное здание выглядело, скорее, как учебный центр, а не как храм. Реформационное движение того периода было, в основном, инициировано миссией украинских эмигрантов из США, которые, познакомившись с протестантским пониманием Писания, вдохновились принести идеи Реформации и на свою родину. Движение, кроме религиозной деятельности, также занималось просвещением: много усилий вкладывалось в обучение детей, в работу с молодежью и патриотическое воспитание. Именно из-за такой деятельности оно потом и пострадало от рук большевиков.
К сожалению, с началом Второй Мировой войны, движение прекратило свое существование из-за репрессий советской власти. Оставшиеся верующие перешли в баптизм и образовали общины евангельских христиан-баптистов. Так случилось и в Подгайчиках. Несколько семей создали собрание, которое существует и по сей день. В 90-х годах они получили в пользование построенное реформатами здание, которое во времена СССР использовалось и, как школьное помещение, и как сельская амбулатория, и переоборудовали его в Дом молитвы.
Главным инициатором и основателем нашей общины стал Николай Фарига, дядя моей жены, который к тому времени проживал уже более 10 лет в штате Флорида, США, где посещал пресвитерианскую церковь Св. Андрея, принадлежащую к Пресвитерианской Церкви Америки (PCA), и где пастором был известный пресвитерианский богослов Ричард Спрол. Моя семья, как и большая часть верующих нашей новообразованной реформатской церкви (существующей с 2006 года), также принадлежала к этой баптистской общине. Но в силу определенных обстоятельств, открыв для себя исторические сведения о Евангельском движении на наших землях, и не желая вступать в споры и конфликтовать с руководством баптистской общины, было принято решение восстановить именно реформатскую церковь в нашем селе.
Итак, наша «восстановленная» реформатская община была основана в 2006 году и получила название «Пресвитерианская Церковь Святого Андрея», позже мы изменили название на более подходящее исторически и стали называться «Реформатская Церковь Святого Андрея». С одной стороны, это название выбрали в честь церкви Ричарда Спрола, а с другой — существует церковное предание, что именно апостол Андрей мог в свое время находиться с проповедью Евангелия на территории Украины.
В 2008 году Николай Фарига, был вынужден снова уехать в США, поэтому было принято решение рукоположить на пастора меня. Итак, уже с 2008 года я несу пасторское служение в нашей общине Святого Андрия в с. Подгайчики. В служении мне помогают мой тесть Савчук Иван и брат моей жены Савчук Тарас, которых Николай также рукоположил на служение пресвитера (старейшины) в нашей общине.
Расскажите о служении вашей церкви.
У Николая был большой дом в нашей деревне, в подвале, которого он обустроил часовню. Там начали проходить наши первые богослужения. Через несколько лет он продал дом американской миссии Mission 823, работающей с детьми, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах. В частности, они проводят детские лагеря и обустроили в подвале, где мы собирались, спальные места. По этой причине мы начали снимать уже другую комнату в этом доме.
Наша община вовлечена в деятельность этой миссии. Тарас Савчук, работает в них проект-менеджером и присматривает за этим домом, а также другим домом, принадлежащим Mission 823. Когда там проходили лагеря, члены нашей общины активно помогали в приготовлении пищи и других административных вопросах.
В лагерях принимали участие местные дети, и мы потом с ними работали: начали детский клуб, где, в частности, изучали английский язык. Но, к сожалению, из-за эпидемии коронавируса пришлось его закрыть.
В 2019 году мы приобрели земельный участок в центре села и приступили к строительству храма. Уже построили стены и сделали крышу, но внутренние работы еще продолжаются. Мы хотим иметь свое здание, потому что, в контексте сельской местности, люди склонны считать, что в церкви должно быть культовое сооружение, и оно должно выглядеть определенным образом. Сейчас, когда мы арендуем комнату в частном доме, им трудно воспринимать нас как церковь. Многие видят, что мы строим, здороваются, и мы понимаем, что когда начнем богослужения в новом храме, к ним может присоединиться ряд новых людей.
Как вы присоединились к Сообществу Реформатских Евенгелических Церквей и как развивались ваши отношения с НЕЛЦУ?
Поначалу мы существовали как автономная община, но со временем мы начали искать себе духовную семью. Мы познакомились с Игорем Лищинским из Ивано-Франковска, с Александром Орловым-Кощавкой из Ровно, которые тогда дружили со СРЕЦ. От них приезжали лекторы и мы имели возможность посетить несколько их конференций. Мы поняли, что мы, в определенной степени, близки к идеям СРЕЦ, и приняли решение присоединиться к ним. В 2018 году мы подали заявку на поступление. С первого раза не вышло, потому что мне не удалось получить визу в США, где проходила пресвитерия. Нас приняли в объединение в 2019 году на пресвитерии в Бургасе (Болгария).
Наше знакомство с НЕЛЦУ началось с пастора Игоря Шемигона, который в 2016 году приехал на одну из встреч реформатских служителей. Затем, в 2017 году, на праздновании 500-летия Реформации в Дунаевцах Хмельницкой области, на межконфессиональном праздничном богослужении познакомились с Павлом Шварцем. Некоторое время спустя Павел пригласил нас в Киев на его введение в должность епископского визитатора, где я познакомился еще с рядом пасторов. На нашей совместной пасторской конференции во Врублевцах в 2021 году, уже состоялось полноценное знакомство со служителями.
Что вы ощущали, когда началась полномасштабная война? Как возникла идея принимать беженцев?
То, что началась война, я понял сразу, когда меня с постели поднял шум. Я понял, что это не ветер и не буря. Я живу неподалеку от военного аэродрома, и около шести часов утра там раздались взрывы. Я сразу открыл интернет, увидел всю информацию. Поначалу было замешательство…
Через несколько дней стали проситься люди. Тарас обратился к руководству миссии и спросил, что ему делать. В доме, где мы проводим богослужение, уже были кровати и можно было разместить около 80 детей. Но когда речь идет о взрослых, а тем более о семьях, то им нужны другие условия. Конечно, ему сразу дали разрешение, и первые люди начали заселяться в этот дом. Затем мы в экстренном режиме отремонтировали второй дом, и удалось сделать его пригодным для заселения. Многие беженцы приезжали, ночевали одну ночь и ехали дальше на границу: в Венгрию или Польшу. Кое-кто узнавал нас от знакомых, но иногда мы даже не знали, кто эти люди и откуда о нас знают.
С конца февраля через эти два дома прошли более 100 человек. До 20-х чисел мая около 60 беженцев еще оставалось там жить. Одна женщина, мать пяти детей, приехала к нам беременная и родила дочь во время пребывания под нашей опекой, правда, рожать она, конечно, ездила в роддом города Коломыи, но вот такая интересная история приключилась. Кстати, новорожденную девочку назвали Стефанией.
Поскольку большая часть беженцев были из Киева, Житомира и Белой Церкви, они вернулись в свои дома, когда стало более-менее безопасно. На начало июня у нас оставалось всего три семьи: где-то 15 человек. Сейчас у нас освободилось много мест, и мы готовы принять беженцев с Юга и Востока.
Как сложилось сотрудничество с НЕЛЦУ с начала полномасштабной войны?
С февраля, я, как служитель аффилированный с НЕЛЦУ, получаю финансовую поддержку, за которую очень благодарен, и которая, без сомнения, является значительной поддержкой для меня и моей семьи в условиях существенного снижения моего заработка на моей основной работе менеджера по продажам бытовой техники.
Благодаря НЕЛЦУ, в начале апреля, мы получили часть большого гуманитарного груза от Силезской Евангелической Церкви Аугсбургского вероисповедания, который нам очень пригодился. Также в начале мая мы снова получили подобный груз, за что, несомненно, очень благодарны.
Пастор общины Святого Мартина Игорь Шемигон обратился к нам с просьбой разместить бывших бездомных – подопечных приютов «Дома милосердия» из Киева. Мы приняли шестерых мужчин. Игорь также привез продукты, бытовую химию и другие необходимые вещи, а мы на месте организовали для них питание и уход. Я навещал их несколько раз в неделю, мы проводили библейский час и очень подружились. В начале мая они переехали в новый приют уже в Ивано-Франковске, где я их также навещаю и стригу (это мое хобби) — они очень радуются такой возможности.
Что изменилось в вашем служении с началом полномасштабной войны?
Mission823 сразу же начали собирать средства на служение беженцам. С этих пожертвований мы им помогали, и это не стало большой проблемой. Я увидел проблему в другом. Люди из нашего села и окрестностей быстро ощутили последствия войны. Из магазинов пропали определенные продукты, на многие другие товары выросли цены. Стало трудно приобрести такие простые вещи как сахар, мука и макароны. Заработную плату и социальные выплаты начали задерживать. Некоторые вообще остались без доходов. Мы увидели, что нужно помогать и местным жителям, особенно пенсионерам и одиноким людям. Поэтому, когда приехала помощь от Силезской Евангелической Церкви, мы часть оставили для беженцев, а из части сделали большие продуктовые пакеты и раздали местным. Они были очень благодарны!
За время войны мы также занимались помощью Вооруженным Силам Украины вместе с общиной села. Местные волонтеры организовали приготовление домашней консервации и вареников. Моя жена Галина в первые дни связалась с волонтерским центром в Коломые и вместе с ними шила на своей швейной машинке разные необходимые вещи: плитоноски для бронежилетов, маскировку для шлемов, балаклавы, маскировочные сетки и так далее. Дома помогали ей дети, сын с дочерью.
Какие выводы Вы и Ваша община сделали за это время?
Когда ты живешь в деревне, и у вас небольшая община, ты всех знаешь. Вы вместе проводите время, у Вас общие трапезы. А тут появляются новые люди: у тебя в церкви 15-20 человек, а стало сразу 60, а на Пасху у нас вообще было более 70 человек. Это вызов, в первую очередь, для тебя как для пастора. Когда община маленькая, все обо всех все знают и потребности всегда известны, а в этой ситуации столкнулся с тем, что много «чужих» людей, о которых ничего не знаешь. Было интересно с каждым пообщаться, но это также и определённый вызов.
Так сейчас выглядит, что эта война надолго, и людей, которым нужна будет помощь, меньше не станет. Несмотря на то, что мы в последнее время были заняты строительством храма и сейчас этим активно занимаемся, я понимаю, что сейчас не только беженцы, но и местное население очень обеднели, их материальное положение стало более тяжелым. Наше село – центр территориальной общины. Я недавно общался с их секретарем и он передал мне список нуждающихся. Я планирую ездить по селам, работать с этими людьми, потому что теперь, как никогда, им нужна помощь. Поэтому необходимо организовать для них диаконическую помощь: одежду, продукты и прочее. Мы ожидаем, что директор Mission823, с которой мы сотрудничаем, Шон Салливан, также сможет организовать доставку гуманитарного груза, и мы сможем какую-то часть использовать для помощи нуждающимся нашего региона, и, конечно, что-то рассчитываем приобрести за собственные средства.
У нас многоконфессиональное село: есть и большая баптистская община, и православная церковь и Свидетели Иеговы, то есть все, как будто бы, определились. Поэтому мы, в основном, занимались собственной общиной, а в последнее время все больше строительством, и немного подзабыли о служении другим. Период войны показал, что не стоит этим пренебрегать, и нужно двигаться в направлении диаконии.
Я понимаю, что Господь призвал нас следовать за Ним. Он идет первым, а мы ступаем по Его следам. Если мы посмотрим на Евангелие, мы не находим там ситуаций, где Иисус кого-то в чём-то убеждал, вступал в споры, что-то кому-то доказывал или агитировал. Но мы видим, что люди следовали за ним из-за того, что Он был Личностью. Именно Его служение, само Его посвящение очень сильно влияли на людей. За последнее время я понял, что нам нужно следовать за Христом и служить людям не для того, чтобы их заманить в церковь или иметь какую-то другую выгоду, а просто быть такими людьми, которые своей собственной жизнью могут быть светом и поддержкой для других. И они будут тянуться к тем, кто будет самоотверженно им служить. Поэтому желаю всем нам, чтобы мы действительно подражали Христу в служении другим, особенно в это тяжелое время.