Сегодняшняя немецкая евангелическо-лютеранская община в Киеве рассматривает себя как наследницу старой немецкой евангелической общины в Киеве. В 2017 году община праздновала свой 250-летний юбилей: в августе 1767 года впервые немецкий пастор провёл для немногих немецких жителей Киева лютеранское богослужение. Это первое богослужение состоялось в здании, существующем ещё сегодня. Это первая гражданская аптека города, теперь прекрасный музей-аптека в одной из старейших частей города, на Подоле. Её владельцем был немец по фамилии Гайтер, получивший привилегию на открытие аптеки от царя в Санкт-Петербурге. Его зять Георг Бунге, так­же аптекарь, и был основателем киевской общины. Первое письменное упоминание об общине мы находим в «Истории жизни и путешествий» Иоганна Якоба Лерхе, изданной в Галле в 1791 году. Главным источником для истории общины служит книга Николауса Неезе «История евангелическо-лютеранской церкви и общины в Киеве», изданная в 1882 году в Киеве на немецком языке.

Малая община с большими именами

Первыми членами общины в Киеве были аптекарь со всей своей семьёй, а также ремесленники и военные. В церковных книгах мы находим целый ряд знаменитых имён, частично членов общины, частично в качестве крёстных родителей детей немецких офицеров.[«Киев церковь Св. Екатерины. Изд. Epvprint»]Первого пастора общины звали Кристоф Леберехт Граль. Он приехал работать у аптекаря Бунге домашним учителем. Прихожане доверили ему быть их духовным лидером, не смотря на то, что у него не было специального теологического образования.

Число прихожан, которых избранный пастор должен был опекать, было небольшим и вместе с проезжающими немецкими колонистами могло составлять примерно 300 человек. Когда Граль взял на себя духовные обязанности, он завёл толстую церковную книгу. Начав её с даты 1 августа 1767 года, 10-е воскресенье после праздника Триединства, он заносил в неё всё.
В 1787 году в Киев приехала императрица Екатерина II и оставалась здесь всю зиму. Во время своего пребывания она определила пастору Гралю и его преемникам ежегодное жалованье в 300 рублей. Ее проницательный политический взгляд увидел в этом городе, несомненно, центр будущей торговли и транспорта. Киев должен был привлекать в эту местность колонистов, фабрикантов, ремесленников и купцов, и близость немецкого пастора должна была побуждать их поселиться здесь.

Основатель общины, аптекарь Георг Фридрих Бунге, умер в 1792 году. Спустя семь лет после смерти Бунге умер также пастор Граль — 30 марта 1799 года в возрасте 57 лет, после 32 лет проповеднического служения. 30 ноября 1799 года приступил к исполнению своих обязанностей пастор Вильгельм Фердинанд Бауэршмидт. Начиная с 1800 года имеется книга пожертвований с ежегодными взносами – община обрела финансовую стабильность. В те годы немецкая община значительно увеличилась благодаря переносу в Киев большой ежегодной ярмарки, называемой всеми контрактовой. Отсюда название самой боль­шой площади на Подоле — «Контрактовая». Теперь в записях тех лет мы находим впервые члена церковного совета, который отвечает за экономические вопросы. Это были Кристиан Мюллер, Иоганн Юст Карл, Иоганн Эммануэль Бергер. Эти члены церковного совета должны были давать отчёт церковному старосте. На этой должности упоминаются: в 1798 году аптекарь Фридрих Бунге, в 1805 году архитектор Иоганн Хельмер, в 1806 году снова Бунге и в 1807 году придворный советник Г.А. Фурманн.

Пастор Бауэршмидт умер после долгой болезни в 1810 году, в возрасте 44 лет и на одиннадцатом году своего пасторского служения. Заботу об общине взял на себя Андреас Бунге, избранный теперь церковным старейшиной. В феврале 1811 года по распоряжению министра по делам культов была проведена перепись всех членов общины. Тогда в общине было 318 человек в 138 семьях. По сословиям насчитывалось 49 военных, среди них три генерала, и 51 гражданский чиновник; вместе они составляли, следовательно треть общины. Далее насчитывалось учёного сословия 28 человек, 15 купцов, 13 художников и фабрикантов и 126 ремесленников, среди них шесть портных, четыре сапожника, пять кузнецов, восемь седельщиков, пять каретников, семь столяров и два пекаря.

Новое начало на «Немецкой горе»

9 июля 1811 года во время масштабного пожара вместе со всем Подолом сгорела также построенная лишь семнадцать лет тому назад деревянная лютеранская церковь. В начале марта 1812 года прибыл в Киев новый пастор Юст Фридрих Эйсманн.
Новая деревянная церковь была построена в 1812 году на так называемой «Немецкой горе», где позднее многие немцы построили себе дома. Община купила тогда у городских властей большой участок земли. Был построен также пасторский дом и хозяйственные постройки, устроено кладбище, позже были построены также школа и Дом для бедных.

Община насчитывала после первых пятнадцати лет деятельности пастора Эйсманна в городе всё ещё лишь около 300 человек.
В 1834 году в Киеве был открыт университет. Так как отечественных преподавателей было недостаточно, в первое время некоторые немцы из общины занимались преподавательской деятельностью. В 1835 году посреди участка между церковью и пасторским домом была проложена крутая улица вниз с горы к Крещатику. Улица получила название Лютеранская. 1833 год был важной вехой для всей евангелической церкви в Российской империи. Был введён в действие новый кодекс под названием «Церковное уложение». Вступил в силу новый, действительный для всех общин порядок богослужений, было также дано указание, чтобы пасторы носили талар.

По состоянию здоровья Эйсманн попросил в ноябре 1840 года о выходе на пенсию. Между тем он смог отпраздновать редкий праздник: 50-летний юбилей своего пасторского служения. 24 апреля 1842 года датируется увольнение Эйсманна с должности, но он должен был продолжать вести дела до начала следующего года, так как прибытие его преемника затягивалось. 10 июля 1846 года пастор Эйсманн умер в возрасте 78 лет. Его внук Густав Адольф Эйсманн, родившийся в 1824 году, стал профессором права в Киевском университете, а позже даже городским головой Киева.

Десятилетия роста общины

В 1838 году у общины было отобрано использовавшееся в течение 26 лет кладбище, поскольку на этом месте должна была строиться крепость. Но­вое место для кладбища, переданное общине, находилось на Байковой горе. В январе 1843 года в Киев приезжает Пастор Иоганн Готтфрид Абель и по поручению духовного начальства 13 февраля он вводиться в должность церковным советом. С началом службы пастора Абеля финансовое положение церкви значительно улучшилось, церковь теперь, очевидно, посещалась намного лучше. Рост общины в это время отражается также в количестве церковных официальных актов. Пастор Абель производил в среднем 65 крещений и 36 погребений в год. Количество ежегодных конфирмандов составляло от 17 до 53, ежегодно венчались от 8 до 23 пар. Значительным событием в жизни общины была постройка каменной церкви, которую смогли освятить в августе 1857 года. В конце января 1859 года он заболел воспалением лёгких и умер 5 февраля, в возрасте 58 лет.

Из Санкт-Петербурга приехал помощник пастора Александр Свенсон, присланный консисторией в качестве викария, который позже вступает в должность пастора. После 14 лет работы пастора Свенсона в Киеве оказалось, что он уже давно был очень болен. Он умер 28 ноября 1873 года, доживши лишь до 44 лет. Уже начиная с сентября 1873 года заболевшего пастора Свенсона замещал пастор Фридрих-Вильгельм Вазем. Власти назначили 17 июня 1874 года Вильгельма Вазема пастором в Киеве. 28 июля он был введён по всей форме в должность своим братом пастором Генрихом Ваземом из Житомира.

Фридрих-Вильгельм Вазем служил в Киеве до 1908 года. С 1873 по 1886 год он был также преподавателем религии во всех киевских гимназиях, в Институте благородных девиц и в Кадетском корпусе. Он умер 15 апреля 1911 года в Киеве. Сообщением о постройке Дома для бедных заканчивается «История евангелическо-лютеранской общины», вышедшая в Киеве на немецком языке в 1882 году. Её автор, Николаус Неезе (1819-1889) был родом из Риги и с 1854 года жил в Киеве; он был аптекарем и адъюнкт-профессором в Киевском университете; некоторое время он был также членом церковного совета.

Трудности и успехи в организации школьного образования

Начиная с 1834 года, когда был открыт университет и количество членов общины постоянно возрастало, пастор Эйсманн старался организовать церковную школу. 10 ноября 1852 года школа была торжественно освящена и получила название школы св. Мартина. Ежегодно в этот день — день святого Мартина — устраивался праздник. В 1861 году община приступила к новой задаче: строительство собственного школьного здания. 13 июня 1862 года был заложен фундамент этого здания. Освящение производил тогдашний суперинтендент Рихтер, который как раз был в Киеве с визитацией. Строительство школьного здания смогло быть в июле 1864 года успешно закончено и в сентябре 1864 года её удалось открыть, получив на это государственное разрешение. В последующие годы число учеников возросло до 120 (1869 г.). В одной части здания находилась гимназия для девочек, во второй — реальная школа св. Екатерины для мальчиков.

Община в переломные революционные годы

В 1909 году в Киев приехал пастор Юнгер. С началом Первой мировой войны 1914 года ухудшилось положение не только германских подданных, проживавших в Российской империи, но и российских подданных немецкого происхождения. В то время, когда пастор Юнгер служил в церкви св. Екатерины, Киев стал даже временно резиденцией церковного руководства, а сам Юнгер — руководящим духовным лицом независимой лютеранской церкви в Украине.

После всех событий, которые пережила Украина и лютеранское движение в том числе пастор Юнгер в августе 1921 года покинул Киев и уехал в Берлин. О причинах ничего не известно. В 1923 году он поехал далее в Швецию. Там он в течение многих десятилетий пользовался высоким авторитетом как пастор и умер в 1963 году г. Ничопинге.

В январе 1919 года украинское советское правительство в Харькове издало декрет об отделении церкви от государства. Всё церковное имуществе было объявлено народной собственностью, однако в пункте 13 указывало, что «для богослужебных целей определённые здания и предметы по особому» решению властей могут быть переданы, религиозным обществам в бесплатное пользование. Община использовала эту возможность и подала ходатайство об использовании здания церкви общиной. Ходатайство общины было удовлетворено. Для того чтобы зарегистрировать общину, церковный совет представил в губернский ревком 9 августа 1920 года новый устав, инвентарный список 194-х предметов для богослужений, находящихся в церкви, и список членов церковного совета. Среди 13 членов церковного совета находились также два пастора: Генрих Юнгер и Рихард Кёнигсфельд. Рихард Кёнингсфельд с 1914 года служил в Киеве помощником пастора, с 1920 по 1932 пастором. 4 октября 1932 года он умер.

23 марта 1919 года Лютеранская улица была переименована в улицу Энгельса. Лютеранская кирха на этой улице была объявлена народной собственностью, но всё же её разрешали использовать как церковь ещё почти двадцать лет, хотя она всё больше приходила в упадок.

Гибель Киевской общины при сталинском терроре

Когда в государстве власть захватил Сталин, коммунистическая программа стала проводиться неукоснительно во всех областях жизни. Первый пятилетний план с 1928 по 1933 год ударил прежде всего по зажиточным крестьянам и интеллигенции в городах. Члены евангелических общин — в таких городах как Киев и Одесса, а также в больших деревнях вдоль Черноморского побережья — принадлежали преимущественно к этому кругу лиц.

Именно в такой ситуации начал своё служение последний пастор Киевской общины перед её роспуском Иоганн Геринг После ординирования он служил с 1930 по 1935 (?) год пастором в Киеве, с 1933 по 1935 год он упоминается также как пастор в Новоград-Волынском. Точный год его ареста неизвестен; один источник называет 1935, другие позволяют предположить 1936 или 1937. Он был приговорён к смертной казни, позднее смертная казнь была заменена 10-летней ссылкой в Карелию. Там он ослеп и умер от голода. Так что и киевский последний пастор прежнего времени принадлежит к мученикам евангелической веры в годы коммунистического террора.

Новая история общины

В конце 80-х и в начале 90-х годов в Советском Союзе произошли значительные демократические преобразования, и представители разных национальностей и вероисповеданий, ранее гонимые режимом, смогли воспользоваться возвращёнными им правами. Так в сентябре 1989 года в Киеве состоялась первая всеукраинская конференция «советских немцев», на которой немцы всей Украины высказали желание возрождать свои традиции, в значительной мере утраченные за годы советской власти. Одно из решений, принятое уже через несколько дней на собрании немцев Киева, предусматривало возрождение евангелическо-лютеранской общины и принятие мер по возврату церкви.

Заниматься этим вопросом было дове­рено Иде Ивановне Вельш, ведь она ещё до революции была крещена и позже конфирмирована в немецкой евангелическо-лютеранской церкви на Волге. И Диана Ефимовна Евдокименко, выражавшая большой инте­рес к новому основанию общины, происходила из одной из таких общин. В ноябре того же 1989 года госпожа Евдокименко и госпожа Вельш поехали в Ригу. Там они встретились с епископом Харальдом Калниншем, главным духовным пастырем вновь основанной лютеранской церкви в Советском Союзе. Епископ Калнинш дал им важные советы и своё благословение на основание общины.

По возвращении был начат сбор под­писей для регистра­ции общины и весной 1990 года на очередном собрании «Видергебурта» было собрано уже 42 под­писи за основание лютеранской общины в Киеве. Общину удалось зарегистрировать лишь в декабре 1990 года. Устав общины был зарегистрирован в сентябре 1991 года. В его основу был положен старый устав, который отыскали в одном из архивов города. Затем был избран совет общины в составе шести человек — первый в новой истории общины. Диана Ефимовна Евдокименко была заслуженно избрана первым председателем совета, а Ида Ивановна Вельш, старейший член общины, вошла в совет.

В течение 1990 года были сделаны первые шаги в духовной жизни общины. Из Латвии по почте приходила необходимая литература: Библии, катехизисы и песенники. В этом году начали проводиться богослужения, но пока только от случая к случаю, ведь первым проповедником был семинарист из Риги — Константин Мамбергер, а он не мог приезжать часто. Когда же он приезжал, все члены общины по телефону приглашались на богослужение. О том. чтобы проводить службы в стенах церкви, с администрацией располагавшегося там музея удалось договориться лишь к началу 1991 года. До этого они проводились там, где удавалось найти помещение.

В сентябре 1990 года в рамках сотрудничества между городами-партнёрами в Киев приехала группа из Мюнхена. Когда продекан д-р Хельмут Рувандл, входивший в состав группы, узнал, что в Киеве есть немецкая евангелическо-лютеранская община, он высказал желание встретиться с её членами. Разговор состоялся через несколько дней. В нём приняло участие примерно двенадцать членов общины.

В 1991 году богослужения проводились всё ещё очень нерегулярно, но теперь уже в небольшом выставочном зале музея, размещавшегося в нашей церкви. В том году предиканом д-ром Рувандлом, проф. д-ром Георгом Кречмаром из Санкт-Петербурга и пастором Адольфом Винтером из Мюнхена было проведено несколько богослужений.

В октябре 1991 года состоялся организованный по инициативе предиканта Рувандла визит активистов киевской общины в Мюнхен, который должен был ознакомить их с жизнью немецких лютеранских общин, их структурой и диаконической деятельностью.
В ноябре того же 1991 года три делегата от общины приняли участие в работе конференции всех христианских конфессий Украины. Гостем конференции был ставший через месяц Президентом Украины Леонид Кравчук. Он заявил, что все церкви должны быть возвращены общинам как можно скорее. Но на деле пришлось убедиться, что это не так просто.

С приездом в мае 1992 года первого пастора из Германии, Ханса-Мартина Негельсбаха из Аугсбурга закончился период нового основания общины и началось время духовного роста.

Источник