7-9 августа состоялась совместная лютеранско-реформатская конференция, в которой приняли участие служители НЕЛЦУ и СРЕЦ (Сообщества Реформатских Евангелических Церквей). В этом году ее принимал Ивано-Франковск, город, в котором активную миссионерскую и социальную деятельность проводил пастор Теодор Цеклер, и где зародилось лютеранство восточного обряда. Среди заведений, которые он основал, был детский Христианские центр «Назарет», который опекал бедных детей. Как и другие инициативы Цеклера, «Назарет» уничтожила советская власть, но он был восстановлен в современном формате усилиями Реформатской Церкви Святой Троицы. Именно в помещении центра, к сожалению, не в историческом, состоялась конференция.

Главной частью мероприятия было обсуждение формата иперспектив сотрудничества между НЕЛЦУ и общинами СРЕЦ. Епископ Павел Шварц сделал доклад «Верный в малом, верен и в большом», о принципах и ценности командной работы, которые он внедряет в жизнь во время своей каденции. Эти ценности непосредственно исходят из богословия лютеранской церкви, которое сочетает демократичность и уважение к авторитету, а также мудрость в управлении ресурсами, которые часто бывают ограничены.

Президент Синода НЕЛЦУ Александр Гросс рассказал о текущей ситуации в Церкви, влияние изменений в религиозном законодательстве на процессы ее реформирования и возможности, которые открываются для совместной работы. Практическим продолжением этого доклада стала дискуссия между служителями и формирование комитетов, которые осуществляют совместные проекты в сферах образования, диаконии, детского и молодежного служения.

Также во время конференции были прочитаны тематические семинары. Пресвитер Христа Спасителя г. Ровно Юрий Лищинский рассказал о проекте создания плана чтения Библии на основе литературной структуры текста, который более корректно отражает его логику, чем общепринятое деление на главы и стихи. Семинар дал старт дискуссии об использовании планов чтения Библии в лютеранских и реформатских церквях, результатом которой стало решение о начале разработки материалов общего годичного плана на основе немецкой гернгуттерской традиции, который бы учитывал потребности украинских общин.

Заканчивал конференцию семинар Александра Орлова-Кощавка, пастора реформатской Церкви Христа Спасителя г. Ровно, в котором шла речь о диспуте представителя лютеранской ортодоксии Якоба Андреа с лидером женевских реформатов Теодором Беза в 1583 году в Монбельяре. Докладчик рассказал об исторических и теологических предпосылках диспута, его ход и выводы, которые можно сделать сегодня. Одним из этих выводов стало то, что позиция и аргументы Теодора Беза очень сильно отошли от взглядов Жана Кальвина, которые можно реконструировать по его переписке, в сторону учения Ульриха Цвингли, который учил, что крещение является символическим актом, которому не возрождает и не спасает. Из-за того, что Беза получил право редактировать и издавать труды Кальвина после его смерти, именно такая позиция закрепилась среди церквей реформатской традиции, что стало еще одной причиной разрыва между лютеранами и реформатами. Результатом дискуссии после семинара стало понимание, что изучение аутентичных взглядов Кальвина на крещение является хорошей платформой для экуменического диалога.

Время на конференции был особенным для всех участников. Это было не только обучение и решение организационных вопросов, но и практическая реализация сообщества Тела Христова: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4: 5).