Во времена, когда интернет еще не был распространен в наших краях Мартина Лютера, выдающегося Реформатора Церкви 16 века, часто путали с другой выдающейся личностью: баптистским пастором Мартином Лютером Кингом младшим — лидером Движения за гражданские права в США  середины прошлого века. Кроме того, что последнего назвали в честь великого немца, их объединяют также личная харизма и большой вклад в историю христианства и человечества в целом. День Мартина Лютера Кинга является государственным праздником США и отмечается каждый третий понедельник января. И это хорошая возможность вспомнить о его жизни и служении.

Гражданская война в США, хотя и привела к отмене рабства в стране, однако не смогла покончить с расизмом. Кратткий период реконструкции Южных штатов (1866-1877), когда правительство пыталось уничтожить остатки рабовладельческих хозяйств и предоставить особожденным афроамериканцам равные права с белым населением, была успешной лишь частично. После того, как были выведены правительственные войска, бывшие штаты Конфедерации приняли так называемые «Законы Джима Кроу», которые фактически отбирали у афроамериканцев право голоса и помогли построить режим сегрегации, где для обеих рас функционировали различные школы, колледжи, больницы и даже туалеты и места в общественном транспорте. Конечно, инфраструктура для афроамериканцев была хуже, что лишь укрепляло их бедственный статус. В такой унизительной атмосфере вырос Мартин Лютер Кинг.

Он родился в 1929 году в семье Майкла Кинга, пастора Баптистской церкви Абен-Эзер в Атланте, штат Джорджия, которая принадлежала к «историческим черным церквям». Они особенно известны своим музыкальным наследием: энергичным хоровым исполнением песен поклонения, из которых сформировались такие музыкальные стили как спиричуел и госпел, которые, в свою очередь, оказали большое влияние на современную музыку. Также афроамериканские церкви играли большую роль в борьбе с рабством и, позже, за гражданские права.

Майкл Кинг в 1934 году в составе делегации Всемирного Баптистского Альянса посетил Германию. Там он увидел места, связанные с Мартином Лютером, ближе познакомился с его наследием и, вдохновившись решительностью Реформатора в борьбе за истину, изменил в его честь свое имя и имя старшего сына, под которым тот вошел в историю.

Мартин Лютер Кинг младший подростком отошел от христианства, однако вернулся к нему в студенческие годы, сделав вывод,  что Библия содержит «много глубоких истин, которые нельзя избежать». В 19 лет он уже получил степень бакалавра в колледже и решил поступить в семинарию Крозер. По ее завершении Кинг продолжил обучение и даже получил степень доктора философии в Бостонском университете.

В 1954 году он стал пастором в баптистской церкви на Декстер-авеню в городе Монтгомери, штат Алабама, где оказался в эпицентре борьбы за гражданские права. В этой местности существовал закон, по которому афроамериканцы должны уступать место в общественном транспорте белым пассажирам. В марте 1955 года 15-летняя школьница Клодет Колвин отказалась это сделать, а через девять месяцев ее примеру последовала Роза Паркс. Судебный процесс над Паркс стал катализатором кампании Бойкота автобусных маршрутов в Монтгомери, которую возглавил Мартин Лютер Кинг. Кампания привела к тому, что суд признал сегрегацию в транспорте незаконной. Активное участие молодого пастора, решительность жертвовать своей безопасностью и отстаивание правды ненасильственными методами впоследствии сделали из него лидера Движения за гражданские права.

Значительным эпизодом его борьбы стал Марш на Вашингтон в 1963 году, где Мартин Лютер Кинг прочитал свою знаменитую речь «У меня есть мечта», которая содержала следующие слова:

«У меня есть мечта, что в один прекрасный день нация поднимется и поймет … что все люди созданы равными … Я мечтаю о том дне, когда … явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение … В этом наша надежда и наша вера. С этой верой мы сможем высечь из горы отчаяния камень надежды. Эта вера поможет нам трудиться вместе, молиться вместе, отстаивать свободу вместе, зная, что наступит день нашего освобождения. Но по дороге к праведному месту мы не должны творить неправедные дела … »

Важным результатом деятельности Кинга и Движения за гражданские права стали принятие Конгрессом США законов «О гражданских правах» (1964) и «Об избирательных правах» (1965), которые, наконец, вернули афроамериканцам права граждан США. В 1964 году Мартин Лютер стал самым молодым лауреатом Нобелевской премии мира.

Однако не все проблемы были решены, поэтому он продолжил борьбу. В 1969 году Мартин Лютер Кинг поехал в город Мемфис, штат Теннеси, чтобы поддержать забастовку местных рабочих. Там был убит снайпером 4 апреля.

Больше известный как борец за права афроамериканцев, Мартин Лютер Кинг до конца жизни оставался служителем церкви и рассматривал свою деятельность, как христианское служение. Он принципиально не участвовал в партийной политике и рассматривал только ненасильственные методы борьбы с несправедливостью. О своем видении социального служения Мартин Лютер Кинг говорил:

«До того, как я стал лидером движения за гражданские права, я был проповедником Евангелия. Это было моё первое призвание, и оно по-прежнему остается моим самым большим обязательством. Знаете, на самом деле, всё, что я делаю в области гражданских прав, делается мной, потому что я считаю это частью своего служения. У меня нет других амбиций кроме достижения совершенства в христианском служении. Я не планирую баллотироваться на какую-либо политическую должность. Я не планирую ничего, кроме как остаться проповедником. И то, что я делаю в этой борьбе вместе со многими другими, вытекает из моего чувства, что проповедник должен заботиться обо всём человеке».

Вдохновляющее наследие Мартина Лютера Кинга является вызовом для каждого христианина, независимо от вероисповедания.

Во-первых, из-за радикального неприятие расизма, как унижения человеческого достоинства и преступления против Божьего Образа в каждом человеке.

Во-вторых, из-за отрицания идеи, что спасение касается только «духовного мира» и не влияет на другие сферы жизни. Такое учение неоднократно использовали для оправдания различных систем угнетения и несправедливости, которые христиане якобы должны смиренно терпеть.

В-третьих, готовность брать на себя ответственность за решение социальных проблем ненасильственными методами.

Прошлый год был периодом, когда тема расизма стала актуальной далеко за пределами Соединенных Штатов. Дискуссии вокруг движения «Черные жизни имеют значение» и протестов против преступлений на почве расовой вражды, неоднократно превращались в неуправляемые погромы, иногда казались далекими и абстрактными. Однако предубеждение относительно других расовых, этнических и социальных групп присущи и нашему обществу. Пример Мартина Лютера Кинга в его борьбе с этими явлениями и их последствиями важны для нас сегодня.

Александр Жакун, диакон НЕЛЦУ