1. ПОСТ В БИБЛИИ

Писание определяет пост как добровольное воздержание от пищи ради духовных целей. Пост – это не просто жесткая диета для вашего тела – он направлен именно на духовную сферу нашей жизни.

С развитием христианства под постом стало подразумеваться не только воздержания от еды. Иногда нам нужно поститься от средств массовой информации, от телефона, от развлечений – для того чтобы больше погрузиться в духовную деятельность. Пост может включать в себя воздержание даже от любых разрешенных Законом вещей ради конкретных духовных целей. У нашего тела есть много физических потребностей, которые совершенно естественны и нуждаются в удовлетворении, но когда желания нас порабощают, занимают не своё место, то их нужно контролировать. В этом и заключается пост. Однако Библия говорит о посте только в его прямом смысле, то есть воздержание от пищи.

Пастор Игорь Шемигон

Библия учит, что существует несколько видов поста: частичный, полный, обычный, сверхъестественный.

Частичный пост – это частичное, но не полное воздержание от пищи. Об Иоанне Крестителе сказано, что «пищей его были акриды и дикий мед» (Матфея 3:4). На протяжении истории христиане соблюдали частичный пост, перед Рождеством и Пасхой принимая меньше еды, чем обычно, в течение определенного времени, или принимая только очень простую пищу.

Полный пост – это отказ от всякой пищи и жидкости. Когда будущий постол Павел был обращен по дороге в Дамаск; в книге Деяний 9:9 сказано, что «три дня он не видел, и не ел, и не пил».

Обычный пост заключается в воздержании только от еды, но не от воды. В Матфея 4:2 нам говорится об Иисусе: «постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». Не сказано, что Он жаждал. Воздерживаться от еды, но пить воду или, возможно, фруктовые соки – это самая обычная форма христианского поста.

Также описываетсясверхъестественный пост. Когда Моисей встретился с Богом на горе Синай, то об этом опыте написал так: «пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Второзаконие 9:9). Для такого рода поста требовалось сверхъестественное вмешательство в физические процессы тела. Такой пост нельзя повторить без Божьего призвания.

2. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОСТОМ

Может ли быть представление о посте неправильным? Конечно. Об этом нам говорит Бог через пророка Исаию:

 «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего. Они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: „Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?“ Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкой рукой бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, – день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» (Ис.58:2-6)

Исаия описывает последствия отступничества народа Божьего. У них вполне языческий подход к духовным практикам: Божеству нужны твои молитвы и жертвы. Ему малоинтересны твоя личная жизнь и твоё отношение к ближним. Если сделать в нужном месте нужное приношение, то получишь желаемый результат – благословение. В определённые дни они посыпают головы пеплом, раздирают одежды, сидят с мрачными лицами, делают ритуальные поклоны. После постных дней жизнь возвращается на круги своя. Ритуал исполнен, можно возвращаться к ссорам и дракам, угнетению бедных. Пост они используют с целью добиться благосклонности Бога, а то, в чём Он призывает их покаяться, продолжают делать. И потому Господь не отвечает на их эгоистичные просьбы. Даже больше, через Исаию Он говорит, что смотреть на этот цирк Ему неприятно. Неприятно, когда капризный ребёнок начинает истерику, пока родители не исполнят его желание.

3. НУЖНО ЛИ НАМ ПОСТИТЬСЯ? КАК ПРАВИЛЬНО ЭТО ДЕЛАТЬ?

Да. Потому что не Церковь, не её отдельные служители с их частными мнениями призывают к этому. Сам Господь Иисус начал Своё служение с сорокадневного поста. И Он хочет, чтобы Его ученики постились.

Об этом говорят Его слова Иисуса в начале 16-го и 17-го стихов 6-й главы Матфея: «Также, когда поститесь… А ты, когда постишься…».

И Он сказал, что придет время, когда Его ученики «будут поститься» (Матфея 9:15). Это время уже давно настало после Его Вознесения. И пока Христос не вернется в Своём славном Втором пришествии, Он хочет, чтобы мы постились. Это полезно для нас, и при правильном отношении к посту делает зрелыми христианами.

В Новом Завете нет никаких повелений о том, как часто и как долго нужно поститься. Как и любая другая дисциплина из Писания, пост не должен иметь законнического графика. Нужно избавляться от  языческого мышления – я Тебе то, Ты мне это.

Пост – это привилегия искать Божью благодать, которая открыта нам всякий раз, когда мы желаем этого. И как долго мы должны поститься – касается только вас и водительства Святого Духа. В Библии есть случаи постов, которые длились один день или только часть дня, несколько дней и даже сорок дней.

Что же касается постов в нашей лютеранской традиции, то они носят исключительно рекомендательный характер, это не закон. Однако их полное отсутствие в жизни конкретной лютеранской общины свидетельствует о её плачевном духовной состоянии. В условиях христианской свободы нам лично, или с другими верующими стоит объединятся для упражнений в посте и молитве. Как?

Поститься нужно для определенной цели. Библейский пост – это не просто воздержание от пищи. Если вы поститесь без духовной дели, то это не принесет вам ничего, кроме потери веса.

Какие же это цели?

Чтобы смирять себя перед Богом. Есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, своими делами сказав Ему – “пусть в этой ситуации будет воля Твоя. Ты знаешь, как лучше, я смиряюсь”.

Для поиска Божьего водительства и руководства. В Библии описывается пост как возможность более ясно и четко определить для себя волю Божью. Он сделает нас более восприимчивыми к Тому, Кто любит вести и направлять нас. Сделает способными через Слово понять, что и как делать.

Для усиления молитвы. Божьи люди часто прибегали и продолжают прибегать к посту, когда появились особые безотлагательные заботы. Пост и молитва в Писании часто стоят в одном предложении.

Для поиска освобождения или защиты. С целью искать спасение от врагов или обстоятельств. В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру мы должны употреблять не плотские усилия, а пост. Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачи, в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения.

Для выражения покаяния и возвращения к Богу.Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть свидетельством того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению.

И наконец, для служения нуждам других людей. Давайте ещё раз обратим внимание на то, что говорит Бог 58 главе книги пророка Исайи. Этот отрывок, по моему мнению, является самым лучшим местом в Писании о посте. Здесь Бог подчеркивает связь поста с участием в нуждах других людей. Люди, к которым адресуются этим слова, жаловались Господу на то, что они постились и смиряли себя перед Ним, но Он не ответил на их молитвы и посты. Но причина, по которой Бог не услышал их, заключалась в их непослушании. Их жизнь находилась в лицемерном контрасте и несоответствии с их молитвами и постами. Пост нельзя изолировать от всей остальной жизни. Бог не благословит наш пост, если мы отвергаем Его слово о том, какими должны быть наши взаимоотношения с другими.

Что же нам делать? Как же нам поститься по воле Божьей? Богу угоден такой пост, в результате которого мы заботимся не только о себе, но и о других. Дорогие, в Страстное время уделите время тому, что угодно Богу. «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:7). Аминь!

Пастор Игорь Шемигон, НЕЛЦУ, Киев.