Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении; в Нем вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учениeм бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. (Колоссянам 2:8-15)

После свидетельства о массовых мародерствах в Киевской области, в интернете появилось множество карикатур и смонтированных видео, изображающих парад на Красной площади в Москве с военными трофеями: стиральными машинами, унитазами и даже женским нижним бельем… Авторы высмеивали мелочность оккупантов, хотя еще не так давно такие шествия не вызвали бы недоумения. Грабеж был важной частью войны, и то, что можно было украсть и привезти с собой считалось законной добычей. Например, знаменитая квадрига – скульптура из четверки лошадей на Соборе Святого Марка в Венеции была похищена с Константинопольского ипподрома после его разгрома крестоносцами и установлена на самом видном месте как символ величия республики.

Древние римляне возвели практику публичной демонстрации своей победы в настоящее шоу. Полководец въезжал в Рим на позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями, одетый в роскошный пурпурный костюм, на голове его – золотой венок победителя. За ним шли военачальники, солдаты в парадной форме, а за ними следовала добыча: статуи, золотые и серебряные изделия, предметы роскоши и рабы. Особо ценной добычей были побежденные цари и правители – их униженными и голыми, в кандалах или клетках везли на потеху публике, чтобы продемонстрировать свое торжество над ними.

И этот хорошо знакомый читателям образ триумфа использовал апостол Павел, когда писал о начальствах и властях этого мира, что Иисус «властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою», другими словами – Иисус Христос устроил триумфальное шествие, в котором все его враги, какой бы властью они не обладали, были повержены и унижены.

Отрывок из послания к Колоссянам – это гимн величия Христа. В девятом стихе, он прямо утверждает «в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Иисус – Сам Бог пришедший во плоти. Он не полубог/получеловек, не герой, который как Геракл, мог достичь божественного статуса, совершая подвиги. Иисус – Бог. Не языческий бог, отвечающий, за какую-то сферу: погоду, плодородие, войну или торговлю, а тот, кто представляет Яхве – Бога Израиля, открывшегося Своему народу, как Творец мира и Господин истории.

Я был в Румынии в замке Бран, который также часто называют замком Дракулы. Это большой музей в котором находятся разные экспозиции. Одна из них – довольно большая посвящена румынской королеве Марии, и в целом истории участия страны в Первой Мировой Войне. Именно эта война считается в Румынии пиком могущества государства. По результатам мирного договора, в ее состав вошли Трансильвания, а также территории Молдавии и Бессарабии (Южной части Одесской области). При том, что войну Румыния в общем-то проиграла: страна в 1916 году объявила войну Германии и Австро-Венгрии, выступив на стороне Антанты, но ее армия быстро была разбита, а большая часть территории, включая столицу Бухарест – захвачена.

Но благодаря тому, что Румыния оказалась на стороне победителей, она не просто ничего не потеряла, а наоборот увеличила свою территорию в два раза. Противоположная ситуация в те же годы сложилась в Украине – Украинская народная республика стала союзником Германской империи, после чего страны победители не хотели иметь с ней дела и каким-то образом поддерживать.

Важно оказаться на стороне победителей. Поэтому апостол Павел делает особый акцент на Крещении. Он сравнивает его с ветхозаветным обрезанием. Обрезание, как и Крещение является свидетельством принадлежности к народу, с которым Бог вступил в Завет. И как часть этого народа мы тоже становимся частью этих взаимоотношений между Богом и Его людьми. Крещение знаменует, что мы умираем для греха и смерти и возрождаемся для новой жизни со Христом. В Крещении мы становимся причастны к жертве Иисуса Христа за наши грехи и той победе, которую он одержал на смертью. Так мы оказываемся на Его стороне.

У нас есть основания надеяться на то, что нынешняя война закончится победой Украины. Хотя агрессор еще очень силен – за нас в той или иной степени стоит весь Западный мир, который поддерживает нашу страну экономически и поставками оружия, вводит санкции против России, и готов идти на жертвы ради нас. Путин же воюет с большей частью мира, и у него нет надежных союзников. Даже Китай не стремится его поддерживать.

Если мы с вами крещены во имя Бога Отца и Сына и Святого Духа, и если твердо придерживаемся того, что означает Крещение, то мы с вами точно на стороне победителей. Воскресение Христа: пустая могила и свидетельства очевидцев, видевших воскресшего в теле Иисуса подтверждают, что Он победил все стихии мира и даже саму смерть. Сегодняшняя Евангельская история про апостола Фому – одно из таких свидетельств: он мог пощупать Спасителя и даже вложить пальцы в Его раны. Как и Павел Фома говорит: «Господь мой и Бог мой!», то есть признает Его единственным истинным Богом. Иисус ему отвечает, обращаясь в том числе и к нам, читающим эти слова: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Мы с Вами не видели воскресшего Христа воочию. Но Он принял нас через Крещение и дал возможность оказаться в стане победителей.

Победители устанавливают правила послевоенного мироустройство. Мы с вами – ученики Христа, не просто те, кто слушает Его Слова. Мы те, кто освобожден от власти враждебных сил, и те – кто призван жить в этой свободе и нести ее другим. Ценности Царства Христа: мир, справедливость, любовь, принятие – это не что-то само собой разумеющееся. В мире, пораженном грехом, их нужно защищать, за них нужно бороться. И эта борьба в первую очередь идет внутри нас.

Поэтому апостол Павел пишет «Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Нам нужно постоянно углублять Свою Веру в Христа и защищать ее от нападок чуждых религий и идеологий. Особенно сейчас, в условиях войны, когда мы наблюдаем за жертвами и разрушениями, легко поддаться на пропаганду ненависти, которая призывает дегуманизировать, то есть отказываться видеть в россиянах людей. Какие бы преступления не совершали российские солдаты, и как бы к ним не относились их сограждане – они все равно остаются людьми. И осознавать это на самом деле очень страшно и тревожно: до какой степени нужно оскотиниться, чтобы бомбить жилые дома, десятками убивать безоружных, насиловать женщин на глазах у их родных и отсылать своей семье почтой добро, украденное у убитых тобой украинцев. Пропаганда настолько затмила их разум и совесть, что они уже перестали видеть в нас людей.

И если мы уподобимся им и начнем верить, что все россияне – нелюди, то проиграем, вне зависимости от того, какой будет результат на поле боя. Потому что таким образом мы уподобимся своим врагам. И это особая миссия христианской церкви – напоминать о том, что зло, включая его служителей среди сильных мира сего – уже осуждено и повержено Христом. У них нет будущего в перспективы вечности. И с кем мы хоти себя ассоциировать? С торжествующим Христом или Его поверженными врагами?

Если со Христом, то нужно, борясь на своем участке фронта за мир и справедливость, беречь себя от идолов ненависти и превозношения над другими людьми, даже если они – наши враги и не желают нам ничего кроме смерти. Мы желаем справедливого мира, который является тенью того будущего, которое обещает нам Христос. И поэтому важно постоянно пребывать в Церкви, читать Священное Писание и участвовать в Причастии, чтобы не забывать кто мы и к чему мы призваны.