1. И было слово Господне к Ионе вторично:

2. встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.

3. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.

4. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!

5. И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

6. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,

7. и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,

8. и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

9. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».

10. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.   (Ионы 3:1-10)

 

Дорогие друзья!  Сегодняшнее слово, обращённое к нам, рассказывает о великом Божьем милосердии и утверждает важную для всех истину, что Господь: «не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все спаслись». Эта истина нам раскрывается в истории пророка Ионы. Для того, чтобы нам было лучше понять личные чувства и переживания пророка, мы должны представить атмосферу, в которой он жил, вспомнить предысторию этих событий.

       Пророк Иона пророчествовал во время израильского царя Иеровоама ІІ. Он был царём Израиля с 793 по 753 годы до н.э. Первые 10 лет Иеровоам царствовал вместе со своим отцом Иоасом, но не это важно. А важно то, что ещё со дней прадеда царя Иеровоама ІІ – Ииуя (841-814 гг. до н.э.) Израиль платил дань Ассирии. Впоследствии влияние Ассирии немного ослабело, и царь Иеровоам не только перестал платить дань, но и вёл успешные войны против соседнего Дамаска, захватив его значительные территории. Но пророки Осия и Амос предупреждали Израиль, что Ассирия ослабела лишь временно, и Израиль должен использовать эту передышку для того, чтобы раскаяться и изменить своё отношение к Богу. Но как мы знаем, Израиль не раскаялся, а лишь ещё больше укоренялся в идолопоклонстве.

Что же делает Бог? С одной стороны, Бог продолжает заботиться об Израиле, взывать к нему в Своём милосердии. Бог свидетельствует Израилю через пророка Иону, что Он его Бог и дарует победу Израилю над его врагами сирийцами, но Израиль не обращается к Богу всем сердцем своим. Тогда Господь посылает пророка Иону к сильнейшему врагу Израиля – Ниневии. Бог обращает к жителям Ниневии Своё обличительное слово через израильского пророка Иону. И что мы видим? Весь народ, чиновнии и даже царь принимают это слово близко к сердцу, берут строгий пост и молят Бога о прощении. Они раскаялись в тех беззакониях, которые совершали.

Бог справедлив к любому человеку. Поэтому, когда Ниневия раскаялась, Бог отвратил от них бедствие. Мы могли бы удивиться, почему жители Ниневии так быстро поверили пророку? Для этого есть множество причин. Историки говорят, что перед этим было несколько засух и голод, кроме того, были какие-то внутренние распри. Всё это сильно ослабило Ассирию. Кроме того, возможно, в тот период было солнечное затмение. В любом случае, когда жители услышали об угрозе гибели города, они испугались не только каждый лично за себя, но и за весь свой народ. Этим они показали, что имеют в своих сердцах любовь к ближнему своему.

Послушаем, как Бог говорит о языческой Ниневии: «Ниневия же была город великий у Бога» (Иона 3:3). Пророк Иона засвидетельствовал Израилю, что Бог Израиля – Он также и Бог Ниневии, Он Бог всех народов, и все народы для Него важны. Бог благословляет не только Израиль, но и всякий народ, который обратиться к Нему, Он благословит.

Что же произошло после этого? Из этой истории Израиль так и не сделал выводов. Они утешались своим успехом, они верили, что если Бог проявляет к ним милость, то и каяться не нужно ни в чём. Достаточно того, что они как-то чтят Бога Израилева. Но к Своему народу Бог предъявляет большие требования, чем к языческому, от Своего народа Бог ожидает большего послушания, ведь, кому много дано, с того больше и спрашивается. Но вот Ниневия проявляет больше смирения, чем Самария. И через 40 лет после покаяния Ниневии Бог исполняет пророчество об Израиле, данное Им через пророков Осию и Амоса. В 722 году до н.э. ассирийский царь Саргон 2 захватывает Самарию и уводит основную часть населения Израиля в плен. Так закончилось царство Израильское.

Чему же эта история может научить нас? Конечно же тому, что Бог «не желает смерти грешника, но чтобы грешник раскаялся и жил». В глазах пророка Ионы ассирийцы были порочным народом. Он желал им смерти, потому что они были злейшими врагами Израиля. Проок Иона был настолько уверен в своём «праведном гневе», что даже решил противостать Богу. Он не мог смириться с тем, что Бог вдруг решил «беспричинно» помиловать Ниневию. Иона видел причины для уничтожения Ниневии, но не мог найти ни одной причины для её спасения. Но «Бог смотрит не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7). И мы часто смотрим только «со своей колокольни», мы считаем себя самыми лучшими и всегда несправедливо обиженными. К сожалению, мы чслишком часто стремимся в себе видеть праведного Иова, в то время, как Господь ожидает от нас покаяния и обращения к Нему.

Друзья, никогда не будем считать себя мудрее Господа и праведнее Иисуса Христа. Если Господь свидетельствует нам, что «все мы много согрешаем», то это означает, что всякое испытание имеет свою причину и цель, как об этом свидетельствует Ап. Иаков. И нам часто всякое наказание кажется несправедливым, но Господь говорит, что «кого Он любит, того и наказывает». Евреи это поняли и после Второй Мировой войны раавины усиленно взывали к своему народу для того, чтобы они обращали своё сердце к Богу. Сейчас в Израиле приняты государственные законы о достаточно строгом соблюдении субботы и всех религиозных праздников. В школах есть уроки, посвящённые религии, и, не смотря на светский характер общества, государство поддерживает синагогу и религиозные учебные заведения.

Конечно, Израиль в целом не является религиозным государством, и тем не менее, позиции «синагоги» в стране очень сильны. В эти дни испытаний мы не должны думать о том, что Бог обязательно должен быть только на нашей стороне и заботиться только о нас: «Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Амос 3:6). Мы не должны быть самоправедными, не должны считать себя безгрешными, в то время, когда Господь даёт нам время для того, чтобы мы могли рассудить, как мы верим и что мы делаем.

Должно нам всегда молиться и никогда не унывать, но также должно нам всегда смиряться перед Богом для исполнения воли Его, а не себе угождать. Потому что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Дух Святой напоминает нам: «пребывающий в любви, в Боге пребывает». В эти дни сильных переживаний и возмущений мы не должны забыть, кто мы есть,  Кто наш Глава и Кому мы служим – это Господь Иисус Христос и никто другой.

 Пастор Владислав Цеханович