Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. (Колоссянам 3:12-17)
Дорогие христиане! Последняя неделя пасхальной октавы называется «Сantate», что значит – «Пойте», по первому слову 97 Псалма. Церковь не случайно завершает пасхальные празднования призывом петь Богу. Если наше сердце переполняет радость, если мы полны уверенности в настоящем и имеем надежду на хорошее будущее, то у нас появляется желание петь. Вся история и культура человечества наполнена музыкой и песнями, потому что ни в одном народе ни одно радостное или торжественное событие не обходится без музыки и песен. Люди слышат песни с младенчества, как колыбельные, и сами поют их с детства и до старости. Впрочем, мы поём песни не только, когда радуемся. Люди поют песни, когда трудятся, люди поют песни, когда идут в бой, и люди поют песни даже, когда сидят в тюрьме. Да и всем нам знакома ситуация, когда мы, находясь в автобусе или такси, слышим, как водитель слушает песни по FM-радио. В нашей стране даже вошли в шутку водители, которые всё время слушали шансон.
Друзья, я не буду вам напоминать, как Мартин Лютер ценил пение и музыку. Вы сами знаете, что пение имело большое значение для всего движения Реформации. И у нас во время богослужения мы поём много хоралов. Похоже, что пение является естественной потребностью человеческой души и поэтому не удивительно, что Закон Моисеев установил порядок песнопений в храме, а Апостолы не только сами славили Бога, но и в своих посланиях наставляли церкви славить Бога в песнопениях. Стоит отметить, что Апостолы не рекомендовали христианам петь печальные песни. Например, Ап. Иаков пишет: «Если кто-либо из вас страдает – пусть молится, кто-то счастлив, пусть поёт хвалебные песни» (Иаков 5:13). Даже если мы будем говорить о самом печальном событии в жизни человека – смерти и похоронах, то христианская церковь запрещает нам скорбеть, «как прочие, не имеющие надежды» (1 Фессал. 4:13). Христианская церковь верит, «что вместе с Иисусом Бог приведёт и тех, кто умер с верой в Него». Итак, несмотря на то что жизнь полна трагедий, церковь хранит упование на Господа, что мы всегда будем с Ним и «наше жительство — на небесах» (Филип. 3:20). Может ли христианин, в чём сердце уже сейчас живёт Господь Иисус Своим словом и Духом, отчаиваться и унывать? Не только Апостолы, но даже пророки Ветхого Завета говорили: «Нет, это невозможно для того, кто верит». «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс. 41:6).
Давайте вспомним события из книги Деяний 16:23-34. Апостолы Павел и Сила, по ложному обвинению, после избиения, были брошены в тюрьму. Разве это не законный повод плакать, огорчаться, обижаться на свою судьбу и ругать Бога за несправедливость? Разве Бог не должен защитить тех, кто служит Ему и исполняет волю Его? Где же исполнение обетования, что «ангел ополчается вокруг боящихся его и избавляет их» (Пс.33:8)? Что же делают Апостолы? Конечно, они должны были страдать от побоев, поэтому они молятся, просят у Бога помощи и поддержки. И я уверен, что они получили эту помощь. Потому что, после того, когда они совершили свои молитвы, они стали славить Бога. И вот вдруг совершается чудо: происходит землетрясение, двери темниц открылись, их колодки ослабели, и они получили возможность убежать. Но Апостолы не убегают, они уверены в том, что правда Божья с ними. И это приводит к покаянию и крещению всей семьи темничного стража.
Конечно, меня могут спросить, случилось бы землетрясение, если бы Апостолы не славили Бога и не пели? Я не имею никакой возможности дать на это ответ, у меня есть лишь факт, что после того, как Апостолы прославили Бога, случилось землетрясение. Сегодня также для чтения есть история из 2-й книги Паралипоменон 5:2-14, где описываются события при освящении храма Соломона. В тот момент, когда священники и левиты стали торжественно и радостно славить Бога, слава Божья явилась так, что все присутствующие упали на землю. Можем ли мы теперь утверждать, что Бог обязательно будет являть чудеса, если мы начнём Его славословить? Я думаю, что большинство христиан ответят «нет», потому что об этом свидетельствует их опыт. Но в то же время мы все имеем свидетельство, что наше сердце почему-то переживает необыкновенную радость и мир, когда мы славим Бога.
Апостольское наставление в Послании к Колосянам призывает нас «как избранных святых и любимых Богом облечься в сострадание, доброту, смирение, кротость и терпение». Над этим апостольским призывом нам стоит задуматься подольше. Поразмышляйте об этом. Ведь именно такими нас видит и желает видеть Господь Иисус. Мы избраны и любимы Богом и для нас открыты качества нашего Господа Иисуса.
Мы можем быть милосердны друг ко другу. Когда мы читаем об этом в Библии, нам кажется это просто и естественно, ведь мы и так добрые. Мы действительно добрые, когда живём в мире и с нами ничего плохого не происходит. Но что мы чувствуем, когда с нами происходит несправедливость? Если нас несправедливо обвинили, а вдобавок ещё и несправедливо наказали. А если нас несправедливо оскорбили? А если просто с нами произошла какая-та трагедия или катастрофа? Нужно ли мне рассказывать о всех бедах и страданиях, которые происходят с людьми во время войны? Вы сами всё прекрасно знаете, если вы были в зоне боевых действий. А если нет, то вы могли встречаться с такими людьми или хотя бы видеть это сейчас по телевизору в новостях.
Нам легко проявлять сострадание к ближнему, который страдает, но легко ли прощать того, кто причинил нам страдание? Некоторые думают, что Иисус учит Своих учеников автоматически прощать любого человека, который нас обижает. Книги Нового Завета свидетельствуют, что это не так. Да, конечно, на кресте Иисуса принёс жертву искупления за всё человечество и ходатайствовал: «Прости их, ибо не ведают, что творят». Но кто становится причастником Его искупления? Кто получает прощение? Только те, кто покаются и крестятся. Вы помните, что рядом с Иисусом было распято двое разбойников? Разве они оба получили прощение? Или только один, который поверил и раскаялся?
И нас Господь учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матфея 18:15-17). Видите, Господь ожидает от нас, что мы будем разбираться с ситуацией, а не пускать ее на самотек. Господь желает, чтобы грешник был обличен. «…Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). А если вдруг ты сам виновен, но будешь, не разобравшись ходить с обидой на другого? Господь не желает странных и глупых заочных «прощений», ведь это не исцеляет обид и не останавливает грех. Поэтому справедливо говорит Иисус: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Луки 17:3-4).
А как быть с ситуацией, когда грех и зло делает не твой ближний, но враг пришел и причинил беду? Давайте посмотрим, что говорит Господь: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Если человек просто ругается и проклинает (и не делает другого зла) скажи ему доброе, может он одумается. Если человек тебя тихо ненавидит, (непонятно почему) сделай ему доброе, может он измениться. Но если человек воюет с тобой, то ты не можешь сделать ничего другого, кроме, как молиться, о Божьей защите и о том, чтоб Бог остановил его. Конечно, в мирной обстановке, у нас есть законные методы разбирательств в виде судов. Но в случае войны у нас есть только два выхода. Во-первых, молиться о Божьей защите, во-вторых, с оружием в руках защищать наших ближних. Мы не можем любить злодеев больше, чем наших ближних и родных, это было бы безумием и страшным беззаконием.
Апостол Петр свидетельствует, что когда несправедливые люди нападали на Иисуса, то Он отдавал это на Божий Суд: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Петр.2:23). Друзья в это время испытаний у нас есть благая весть, которая дает нам возможность утешиться, иметь мир и радость.
Господь помнит всех Своих, они всегда пребудут с Ним.
Господь Судия Праведный, Он не оставляет беззаконие без наказания. Поэтому мы можем быть спокойны, Господь воздаст всем злодеям: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господ» (Рим.12:19). Мы не мстители, но исполнители закона Божьего и Его воли. Если же грешник раскается, то мы должны будем простить его потому, что: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37).
Поэтому мы несмотря ни на что можем всегда радоваться в Господе и петь имени Его ибо Он верен и Судия праведный.