В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро – день один. И сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды». И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро – день второй. И сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо. И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию [ее], и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле». И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро – день третий. И сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю». И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро – день четвёртый. И сказал Бог: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной». И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их Бог, говоря: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле». И был вечер, и было утро – день пятый. И сказал Бог: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо. И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». И сказал Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам [это] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу». И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро – день шестой. Так совершены небо, и земля, и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Вот происхождение неба и земли (Быт.1:1-2:4а)
Дорогие друзья! Третье воскресенье после Пасхи называется по-латински «Jubilate», что значит «Радостно пойте», а по-еврейски – «Радостно восклицайте». И мы с вами читаем первые строчки 65 Псалма: «Воскликните Богу вся земля, пойте славу имени Его…». Чему же мы должны шумно радоваться в это воскресенье, за что славить Бога? В это воскресенье церковь обращает наше внимание к истории сотворения мира. Зачем же нам, христианам, вспоминать о сотворении мира во время праздничной пасхальной октавы? Не логичнее ли продолжать восхвалять изобилие даров Христовых в церкви, рассуждать о нашем воскресении и возможно даже и о суде над миром во время второго пришествия Господня?
Историей о творении Церковь напоминает нам, что до второго пришествия Господа и нашего торжества со всеми святыми и ангелами Господними здесь на земле, мы должны радоваться о чудесном мире, в котором мы живём. И хотя, до сих пор, весь мир лежит во зле, и хотя в мире много страданий и войн, это не должно заставить нас сосредоточиться только на небесном и игнорировать то прекрасное творение, ради спасения которого и воплотился Бог.
Поэтому мы вспоминаем о том, что мир не является самостоятельной данностью, независимой от Бога, но во всём своем величии и необъятности Космоса, сотворён Богом. Когда современная наука узнала о необъятности Вселенной, это не могло не вызвать у человека чувство подавленности в осознании своего ничтожества. Величие Вселенной и открытие того, что Земля не является центром этой Вселенной вызвало у людей сомнения в Боге. Эти сомнения вызвали идею альтернативного возникновения человека. Наилучшим образом эту идею в своей гипотезе, или как позже её стали называть теорией, изложил Чарльз Дарвин. И хотя наука не может дать каких-либо фактов, подтверждающих данную теорию, все строит на основании гипотез, тем не менее «теория Дарвина» считается общепринятой.
Почему это случилось? Политическая власть, по своей природе, не желает иметь никаких ограничений, кроме самой себя. А идея Бога даёт очень жёсткие внешние ограничения в виде заповедей и людей, принадлежащих к Церкви. Естественно, что, освободившись от идеи Бога, политическая власть освобождается от своего самого сильного ограничителя. А лишив людей веры в абсолютные ценности, государство получает власть абсолютно подчинять людей своим решениям, произвольно меняя нравственность так, как ей выгодно як и делая себя саму мерой всех вещей.
Вы можете спросить меня, почему я вдруг говорю о политике. Но некоторые, наверно, уже догадались, что теория эволюции отрицает возможность прямого прочтения Библии. В наше время многие пытаются примирить Библию с теорией эволюции, но христианская церковь, в своём абсолютном большинстве, не сомневалась в том, что Бог сотворил мир за шесть дней, как об этом многократно сказано в Библии. Есть ли для Бога что-то невозможное? Тот, Кто сотворил безграничную Вселенную, может ли испытывать трудность в сотворении всего растительного мира за один день или в сотворении человека за один день? К сожалению, люди привыкли сравнивать Бога с самими собой, а некоторые, глядя на воплотившееся в Иисусе Слово, стали думать, что Бог мало чем отличается от человека как личность.
Я приведу вам пример того, как верили древние евреи во времена, близкие к Апостолам. Известный еврейский историк І века Иосиф Флавий свидетельствует, что его современники верили в то, что мир сотворён недавно, около трёх тысяч лет назад, как это можно увидеть в Библии: «Поскольку у нас нет бесчисленного множества книг, противоречащих одна другой [как у греков], а лишь двадцать две книги, в которых записана летопись всех прошлых времен, которые справедливо считаются божественными, и из которых пять принадлежат Моисею, содержат его законы и историю от сотворения человечества до его смерти. Этот период времени — чуть менее трех тысяч лет…». (Против Апиона, 1.8). Иосиф не сомневается в том, что мир был создан именно за шесть дней: «И это в самом деле был первый день, и мир со всем, что в нем есть, был сотворен всего за шесть дней» (Иудейские древности, 1.3.2).
Конечно, сейчас, под влиянием науки и вере в теорию Дарвина, как раввины, так и христианские пасторы стремятся толковать историю о творении в духе теории эволюции. Но помогает ли это нашей вере, защищает ли это нашу веру, утверждает ли это нашу веру в величие Божие? Или это делает Бога в наших глазах малоспособным, если мы сомневаемся в том, что Он может сотворить всё живое и всю Вселенную за шесть дней? Мы не должны пытаться измерить силу Божию, и мы не должны умалять Бога из-за нашего неверия.
Что такое чудо? Кто-то может сказать, что это то, что наука ещё не может объяснить, но для христиан чудо – это то, что невозможно для человека никогда. Иисус спрашивает: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?». Наука не в состоянии изменить рост взрослого человека на 30 сантиметров, как и не в состоянии воскресить умершего, спустя 3 дня. Это действительно чудеса. Но кто сказал, что чудо воскрешения меньше чуда сотворения всей солнечной системы? «Невозможное человекам возможно Богу». Чудо – это невозможное, а невозможное нельзя сравнивать друг с другом так же, как и чудо.
Конечно, то, как описывается творение в 1-й книге Бытия, не соответствует нашим знаниям о Вселенной: Солнце и Луна не движутся по тверди вокруг Земли. И если мы верим в богодухновенность Священного Писания, то это не может не вызвать у нас вопросов. Правда, у нас есть возможность обратится к раввинам, которые очень интересно толкуют еврейский текст. Я бы тоже, наверно, захотел им поверить, если бы не знал, что они стремятся соотнести знания современной науки с Библейским Писанием. Тем не менее, у христиан есть достаточно простой ответ. Когда речь идёт о Ветхом Завете, христиане знают, что это лишь тень открытого ныне во Христе: (Колос. 2:17), (1 Кор. 10:11). Но даже то, что нам сейчас открыто, мы видим «гадательно»: (1 Кор. 13:12). Поэтому, мы не должны относиться к текстам Священного Писания как к некой научной модели описания мира.
Священное Писание – это откровение о величии Божьем, Его характере, Его воле, Его цели, заданной для всего творения. А святые Божьи человеки, в меру своих способностей, принимали это Божье откровение и в простоте делились с нами. Поэтому господь говорит, что вера способна познавать Бога только лишь в том случае, если «действует любовью» (Гал. 5:6). Мы познаём Бога через наши переживания эмоционально, психологически, феноменологически. Мы не можем понять, как происходит чудо. Поистине, «пути Господни выше путей человеческих» и «разум Его не исследим».
Именно поэтому, когда мы осознаём Божье величие и веруем в великого Бога, Который сотворил всю Вселенную и жизнь на земле за ничтожно короткий период времени, мы осознаём величие Воскресения и могущество той веры, которая действует в нас силой Святого Духа через Иисуса Христа. Когда мы славим величие Божье в творении мира, мы радуемся и торжествуем, сознавая, что вера, которая у нас есть и которой мы спасены, не наша, а дарована нам Богом (Рим.12:3). И осознавая, что эта спасительная вера не может быть нашей заслугой или нашим достижением, мы славим Бога от всего нашего сердца.
И сегодня мы славим Бога, за мир в котором живем, за таланты, которые Он дал всем людям, за все доброе, что мы смогли сделать и еще сделаем вдохновленные нашим Господом не взирая ни накакие препятствия и трудности.
Милость Господня да пребудет со всеми нами. Аминь
Пастор Владислав Цеханович