После этих слов Иисус возвел очи Свои к небу и сказал: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славой, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое людям, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. (От Иоанна 17:1-8)

 Сегодня в мире очень остро стоит вопрос взаимоотношения народа и своего правительства. Часто можно услышать мысль: народ не несет никой ответственности за действия политиков и никак с ними не связан, особенно если те совершают преступления. Какое отношение имеет простой россиянин к преступлениям Путинского режима? Или беларусы к преступлениям Лукашенко? И должны ли они вместе с ним разделить ответственность. Одни считают, что да — и у них есть свои аргументы. Другие с этим категорически не согласны — и им тоже есть что сказать. Это очень серьезный философский и юридический вопрос. И от того, как мы на него ответим — очень много зависит в будущем.

Взаимоотношения Царя и народа — одна из самых значимых тем Библии. Казалось бы: главная книга христианства должна учить о духовности и не погружаться в политические темы. Но, для Бога и для тех, кто в Него отношения власти и народа очень важны. Потому что это одна из моделей взаимоотношения Бога с людьми. Нам, возможно, приятнее думать о Боге, как о милостивом Отце, или как об источнике всех наших благ — и это несомненно верно, но в Священном Писании, как в Ветхом, так и в Новом Заветах он выступает в том числе как Царь.

Вопросы власти возникают уже с самых первых строк Библии. В первой главе книги Бытие Бог  говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». (Быт. 1:26) То, что человек создан по образу и подобию Бога — это уже политическое заявление. Земные правители, цари и диктаторы, озабочены своей властью — они стремятся, чтобы в кабинете у каждого чиновника висел его портрет, а на главной площади стоял памятник — чтобы народ не забывал, кто ими правит. Недаром в советское время в общественных местах обязательно стояли памятники Ленину и другим деятелям коммунистической партии — для того, чтобы с первого взгляда было видно — тут власть КПСС. Символом власти Бога во Вселенной являются не безмолвные статуи и даже не храмы, хотя они могут представлять собой прекрасные произведения искусства, как например наша Одесская кирха. Символом власти Бога является человек. И в отличии от памятника, человек — это живое существо, которое вступает со своим Прообразом во взаимоотношения. И также человек получает от Бога власть над всем творением, чтобы любить его и относиться как к тому, что было создано хорошо.

И, как мы все знаем, эти отношения оказались разрушены после грехопадения. Человечество отвернулось от своего призвания и потеряло свой Образ, хотя по сути остается им по своей природе. Именно поэтому и существует этот болезненный разрыв в сердце Бога: с одной стороны люди — это самое лучшее Его произведение, а с другой — бунтовщики, которые разрушают и себя и природу. Человечество нуждается в искуплении — примирении с Богом и восстановлении отношений с Ним.

Что бы начать этот процесс Бог создает Израильский народ, которому дает Закон и царя, для того чтобы народ мог быть свидетельством Божьей любви для всех остальных народов. Но в конце концов и Израиль, и его цари от Бога отвернулись. И тогда Господь дает народу обетование, что придет Мессия – истинный Царь Израиля, который исправит ситуацию, и принесет искупление и освобождение еврейскому и всем остальным народам.

На момент въезда Иисуса в Иерусалим город находился под римской оккупацией. Последнего национального правителя из рода Иродов римляне низложили и установили такой порядок, какой посчитали нужным.

Нам теперь хорошо знакомо, что такое оккупация, и что могут творить оккупанты. Поборы, грабеж, унижения, террор над инакомыслящими, изнасилования – всегда были спутниками захватнических войн. Потому что захватчик устанавливает свою власть силой и страхом. Как жители Херсона, Бердянска, Мелитополя и других городов и сёл евреи в первом веке жаждали освобождения. И когда Иисус въехал в Иерусалим, исполняя пророчество «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9) – они радостно всречали Его постилая под осла свои одежды и пальмовые ветви.

Но всегда есть те, кто готов сотрудничать с оккупантами, коллаборационисты. Причем не всегда это действительно враги народа. Часто это люди, которые увидели возможность подняться на социальном лифте, и ничьим интересам кроме собственных они не служат, либо даже искренне считают, что помогают своим людям избежать еще большей беды. Первосвященник Кайяфа, глава Синедриона, схватившего Иисуса и выдавшего на казнь, произнес «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». (Иоан.11:49,50) Естественно, он имел в виду, что Иисус угрожает его личной власти, и Его деятельность может вызвать террор со стороны римлян. Но слова Кайяфы в итоге стали пророческими. Иисус действительно умер за Свой народ.

Текст из 17 главы Евангелия от Иоанна – часть первосвященнической молитвы Иисуса за своих учеников, которой он молился незадолго до того, как Его предадут и арестуют. В этой молитве Он говорит вещи, которые помогают нам понять смысл Его служения. Самый странный момент этой молитвы, когда Иисус говорит «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить».

Эти слова Он произносит еще до Своего распятия, и дело, которое он совершил – это создание Церкви. Иисус собрал учеников, которые должны исполнить миссию Израиля, а Он – стать их Царем, их Мессией. В отличии от земных царей и правителей, из-за преступлений которых страдают их народы, Иисус Христос Сам добровольно пострадал за преступления Своего народа. Он взял на себя грехи всех верующих в Него и принес себя в добровольную жертву за всех нас.

Иисус молился Отцу: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего … Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Иисус стал истинным образом Божьим – он правил от Его имени, служил людям и всему творению, а также в совершенстве явил Бога миру.

В это время, когда мы ждем освобождения нашей страны от оккупантов, важно не обольщаться земными правителями и идеологиями. История Пальмового воскресенья и Страстной недели напоминает нам, что за эйфорией ожиданий может прийти горькое разочарование Креста.

Но именно на Кресте мы получили настоящее освобождение, освобождение от оккупации греха и смерти и надежду на вечную жизнь. Как говорит Писание: «Всякий, верующий в Него, не постыдится». (Рим.10:11)

Александр Жакун, диакон Общины Святого Павла, г. Одесса