Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» [Петр] говорит Ему: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». [Иисус] говорит ему: «Паси агнцев Моих». Еще говорит ему в другой раз: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» [Петр] говорит Ему: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». [Иисус] говорит ему: «Паси овец Моих». Говорит ему в третий раз: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «Любишь ли Меня?», – и сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет куда не хочешь». Сказал же это, давая разуметь, какой смертью [Петр] прославит Бога. И, сказав это, говорит ему: «Иди за Мною». (Евангелие от Иоанна 21:15-19)
Дорогие христиане! В это воскресенье, которое называется «Милосердие Господне», церковь обращает наш взор на 21 главу Евангелия от Иоанна. Как свидетельствует Иоанн, в ней описано третье явление Господа после Своего воскресения. Нас должна удивлять простота и приземлённость явления Господа Своим ученикам. Особенно ярко эта простота описана в этом третьем явлении. Ученики, во главе с Петром, ловили рыбу на озере Тивериадском.
Они ловили рыбу всю ночь, но ничего не смогли поймать. Мы должны попытаться это представить, как бы мы себя чувствовали, если бы всю ночь трудились ради пропитания, но наш труд оказался бы безрезультатным? Скорее всего, мы были бы не только очень уставшими, но и весьма огорченными. И вот Господь утром является к уставшим и огорчённым ученикам. Как же Он им является? Является ли Он им в славе? Говорит ли Он им: «Где ваша вера, что после того, как Я вам явился дважды, и вы приняли Духа Святого и уже должны уметь повелевать горам двигаться, а вы не можете даже повелеть рыбе, чтобы она заплыла в ваши сети?». Почему-то Господь, научивший Своих учеников вере и даровавший им Святого Духа, ни в чём их не упрекает. Он не говорит: «Сколько Я могу вас терпеть, народ жестоковыйный, что вы до сих пор не веруете. Как должно?».
И это должно удивлять современных христиан, которые сосредоточены на дарах и благословениях Нового Завета. По представлениям многих современных христиан, если человек исполнен Святого Духа, то он должен быть способен совершать чудеса. А если он этого не может, значит у него мало веры.
Но вот апостолы не смогли ничего поймать, и Господь не явился им в славе, дабы простереть на них Свою руку с благословением силы и сказать: «Видите, какова сила Духа: когда снисходит на вас благодать, то у вас пропадает голод, и вы можете сорок дней и ночей идти без устали. Когда нисходит на вас благодать, вы слышите ангельскую музыку и принимаете небесную радость, и вся печаль уходит в тот же миг, и вам не нужно переживать о земных проблемах, ведь они ничто».
Как же Господь является Своим уставшим и огорчённым ученикам? Он является им как человек, который спрашивает их о проблеме и благословляет, чтобы они попытались снова. Ученики чувствуют сердцем, что это нужно сделать, и они снова забрасывают сети и ловят рыбу с избытком. Они не ловят в свои сети сундук с золотом. Апостолы не ловят осетров, не ловят сомов, но они ловят именно ту рыбу, ради которой они там и находятся. Апостолы проявили веру и послушание ещё до того, как узнали в этом человеке своего Господа. Потому что Дух Святой в их сердцах уже действовал, и они уже жили верой. Поэтому, когда они услышали слово Христа, сразу узнали это слово своим духом. И мы теперь это понимаем, потому что: «Вера от слышания, а слышание от слова Божьего».
Что же дальше делает Господь? Он разжигает огонь, приготавливает рыбу и хлеб для Своих учеников, чтобы накормить их. Господь благословляет Своих учеников и утешает их простыми земными вещами: они голодны, Он накормил их, они обеспокоены, Он успокоил их. Сейчас можно услышать, как христиане в трудных обстоятельствах и испытаниях предлагают уповать на сверхъестественные Божественные чудеса, видя именно в этом суть христианской веры. Но Сам Господь учит нас, что на земле мы нуждаемся в естественной поддержке и естественном утешении. Конечно, в тяжелых испытаниях вера и надежда поддерживают нас. Нас поддерживает надежда на Царство Небесное, которое Бог обещал нам, нас поддерживает надежда, что Бог «в испытаниях даст нам и облегчение, чтобы мы могли перенести».
И именно так всё и происходит. Нашего упования никто не отнимет у нас, чтобы ни происходило. Если христианин и погибает (что это сейчас и происходит в дни войны), то он «вселяется у Господа», если же он получает помощь, то чаще всего она является через окружающих людей. И мы получаем поддержку именно в том, в чём мы сейчас больше всего нуждаемся.
Но эта история не о простой, естественной нужде всех Апостолов в пище и отдыхе. Эта история об Апостоле Петре, который сохранял в своём сердце рану от «предательства» Господа. Он обещал быть Ему верным, но трижды от Него отрёкся. И хотя Господь уже благословил всех Апостолов и Петра в том числе, очевидно, что Пётр уже не испытывал былой уверенности в себе.
И вот Господь начинает спрашивать Петра любит ли он Его. Вначале Иисус спрашивает, любит ли Пётр больше, чем другие Апостолы. Иисус спрашивает Петра о любви «агапе», о любви, по настоящему возвышенной. Пётр же смиренно отвечает, что Господь знает, что он любит Его любовью «филио» дружеской, вполне человеческой, не идеальной. За это Иисус благословляет Петра служить в Церкви слабым «агнцам». Второй раз Иисус спрашивает Петра, любит ли он Его любовью «агапе», но Петр снова отвечает, что он любит Господа любовью «филио» и не сомневается в том, что его любовь ещё не достигла совершенства. Иисус благословляет Петра служить в Церкви сильным – «овцам». В третий раз Иисус спрашивает Петра, любит ли он Его любовью «филио», тогда Пётр отвечает: «Да, Господи, я не люблю Тебя больше или меньше, чем «филио», я не могу любить Тебя совершенно, но я моя дружеская любовь реальна».
Трижды Господь испытал смирение Петра, и трижды Он благословил его. Потому что Господь «гордым противится, а смиренным даёт благодать». Если мы хотим быть благословенны так же, как и Апостол Пётр, то должны научиться уверенному смирению у него. В чём же заключается смирение? Конечно, в «послушании истине». Когда враждебные СМИ пытаются манипулировать нашим сознанием, нагнетая страх и разжигая ненависть, мы должны помнить о том, что являемся прежде всего ни украинцами, ни немцами, ни русскими, а христианами, глава которых Господь. Поэтому Ему мы служим и Его волю исполняем прежде всего. Мы несём ближним через своё служение конкретную помощь, слова мира и утешения. Мы всегда храним в сердце Евангелие, оставаясь народом Божьим, несмотря ни на что.
Господь да благословит и сохранит наши сердца в вере и любви во Христе Иисусе.
Пастор Владислав Цеханович