Дорогие братья и сестры во Христе! Я искренне хочу поприветствовать вас из Украины, из города Харькова. Также искренне благодарю за возможность рассказать о ситуации в нашей стране.

Для того чтобы рассказать о разрушениях, смерти, насилии, как жить под обстрелами и оккупацией, нам наверняка нужно было бы много времени, но Вам об этом известно. Часть наших прихожан уже эвакуировалась, в основном в Германию или Польшу. Часть – на Западной Украине, но большинство осталось там, где они проживали до начала острой фазы войны. Следует также понять, что даже если идут боевые действия, то не все люди смогут уехать.

Мы стараемся в это время помогать не только нашим прихожанам, но и другим людям. Мы понимаем ограниченность наших ресурсов, особенно человеческих ресурсов на местах, и работаем непосредственно с людьми, которых мы знаем, без посредников. Также, работая с другими церквами, мы постоянно подчеркиваем, что мы не можем заменить государство или город в их работе, которую они достаточно хорошо выполняют.

Поэтому мы не практикуем массовую раздачу помощи для большого количества людей. В некоторых местах это даже может создать смертельную опасность при обстреле. В некоторых местах мы уже видим, как помощь вредит, потому что часть людей не нуждается в таком ее количестве, как получает.

Помощь, в которой нуждается как наша Церковь, так и прежде всего украинский народ, это долговременная помощь. И мы видим, что люди в ней будут нуждаться даже не сейчас, а чуть позже. Особенно когда начнут возвращаться те, у кого уничтожены дома и квартиры.

Поэтому, если мы можем дать совет, то с нашей перспективы финансирования диаконических проектов, лучше оказывать адресную помощь, вкладывать в микропроекты, а не во что-то глобальное. Потому что, к сожалению, среди многих людей, которые искренне помогают как вне Украины, так и в Украине, есть и те, кто пытается заработать что-то для себя или сделать себе пиар.

Так же с нашей украинской перспективы, особенно в свете последних политических событий, мы не видим необходимости, чтобы лютеранские церкви передавали помощь в Красный Крест. Это также связано с тем, что Международный комитет Красного Креста сотрудничает с российской стороной, несмотря ни на что, и старается игнорировать потребности украинцев.

Мы благодарны нашим лютеранским братьям и сестрам, и вам, в частности, за все политические заявления в поддержку Украины и нашей Церкви. Хочу поблагодарить Михаэля Мартина за хорошие и взвешенные слова на счет этой исторической перспективы. Благодарю также Сообщество Протестантских Церквей Европы, написавшее такое прекрасное и ясное заявление.

Но, к сожалению, еще многие лютеранские Церкви в Европе и мире еще не сделали ясного заявления и не говорят о том, что Россия напала на Украину. Поэтому очень важно и дальше говорить об этом. Так же важно понять, по крайней мере, с нашей украинской перспективы, что виноват в этом нападении не только один Путин. Так как есть конкретные россияне, желающие нам смерти. Есть конкретные российские пилоты, сбрасывающие бомбы на Харьков, в котором мы находимся. Есть конкретные русские солдаты, насилующие украинских женщин. И есть конкретные люди, грабящие и вывозящие вещи из Украины. И это не один Путин.

К сожалению, лютеране на Востоке в большинстве своем молчат, и не только в России. Некоторые поддерживают нас тихо. А есть такие, кто довольно агрессивно говорят о том, что это «Священная война» против нас и что мы должны пережить эту «денацификацию» российскими войсками. И также есть люди, которые в начале войны нам желали побыстрее сдаться, или в процессе войны говорили, что не все так однозначно, и мы не должны доверять тому, что видим своими глазами. И они просили нас не писать «неудобные» слова в Интернете о войне в Украине. О войне, которую начала Россия, но в которой полноценное участие принимает и Беларусь. И это я говорю о людях, являющихся частью лютеранского сообщества.

Российская пропаганда очень сильна не только в России, но и на территории бывших советских республик. Она также оказывает влияние в Германии и других европейских государствах. Примером этого является то, что уже во время войны у нас было несколько сообщений, что некоторые западные церкви и международные межцерковные организации пытались организовать молитву за Украину без украинских представителей.

Наверное, нам также важно услышать от немецких церквей и ЕЛЦ Баварии: будут ли они поддерживать тех лютеран, которые поддерживают войну в Украине? Будет ли продолжаться сотрудничество с Русской православной Церковью, занимающей однозначную милитаристскую позицию? Для нас важно, чтобы европейские лютеране называли вещи своими именами и не скрывали правды за дипломатическими формулировками. К сожалению, Всемирный Совет Церквей не сказал ничего конкретного.

Я хотел бы еще раз поблагодарить за вашу поддержку. За ваши молитвы и за ваше гостеприимство по отношению ко всем беженцам из Украины. Рассчитываем на вашу мудрость в сотрудничестве с организациями в Украине. И надеемся на ваш голос поддержки в Германии.

Павел Шварц, епископ НЕЛЦУ