Пробудись, род человеческий! Ради тебя Бог стал человеком! Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос! И еще раз говорю тебе: ради тебя Бог стал человеком.
Ты бы претерпел вечную погибель, не родись Он в это время. Никогда не смог бы ты обрести свободу от своей греховной плоти, не возьми Он на себя подобие греховной плоти. Твое несчастье было бы вечным, если бы не Его милость. Ты бы никогда не вернулся к жизни, не раздели Он твою смерть. Ты бы все еще был потерян, не поспеши Он к тебе на помощь. Ты бы погиб, если бы Он не пришел.
Итак, будем же праздновать с ликованьем приход нашего спасения и искупления. Будем же праздновать этот день торжества, в который Тот, Кто Сам есть великий и вечный день, вошел из великого и бесконечного дня вечности в краткий день нашего времени.
Он сделался за нас праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.
Истина возникла из земли: Христос, сказавший, «Я есмь Истина», родился от Девы. И правда приникла с небес: ибо, поверив в этого Младенца, человек оправдывается не собою, но Богом.
Истина возникла из земли: ибо Слово стало плотью. И правда приникла с небес: ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше.
Истина возникла из земли: плоть от Марии. И правда приникла с небес: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
Оправдавшись верою, будем иметь мир с Богом: ибо правда и мир облобызались. Через нашего Господа Иисуса Христа: ибо Истина восстала из праха. Через Которого получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. Он не говорит «нашей славы», но Божией славы: ибо правда не возникла от нас, но приникла с небес. Итак, хвалящийся хвались не собой, а Господом.
По этой причине, когда наш Господь родился от Девы, ангельские голоса возвестили: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение.
Ибо как мог мир быть на земле, если бы Истина не возникла из земли, а именно, если бы Христос не родился в нашей плоти? Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно: чтобы благоволение было в нас, объединенных в драгоценном союзе единства.
Возрадуемся же в этой благодати, чтобы наша хвала могла свидетельствовать нашей совести, что мы хвалимся не собой, но Господом. Посему Писание говорит: Он слава моя, Он возносит голову мою. Разве может быть благодать большей той, которой Бог озарил нас, соделав Своего единородного Сына Сыном человеческим, чтобы человеческий сын, в свою очередь стал сыном Бога?
Спросите, за какие заслуги? Спросите, по какой причине? Есть ли этому оправдание? Сможете ли вы найти другой ответ, кроме одного – только по благодати.
Отрывок проповеди Святого Августина (Sermo 185: PL 38, 997-999) о тайне воплощения. Святой Августин — один из величайших ранних Отцов Церкви.