Снова и снова возникает вопрос, может ли лютеранская доктрина оправдания все еще иметь значение для нас сегодня. В отличие от шестнадцатого века, немногие люди сегодня живут в страхе перед суровым и не подлежащим обжалованию приговором Бога. Вопрос о Божьей благодати, за которую Лютер так долго боролся, уже не мучает нас и давно потерял главенствующую роль в жизни человека. Мысль о том, что мы несем ответственность перед Богом и, следовательно, должны признать свою греховность, и что мы можем возлагать свою надежду только на безусловное прощение Бога, теперь кажется многим чем-то, что омрачает нашу жизнь и мешает нам смотреть на мир позитивно. С этой точки зрения, подобный пессимизм ведет к безнадежному положению и потребности в Искупителе-Христе, в то время как в действительности человечество нуждается в спасении от гнетущей идеи о том, что ему нужно спасение.

Многие христиане даже сомневаются в том, достаточно ли ценится творение Бога, когда так сильно подчеркивается человеческая греховность. Другие критически спрашивают, не пренебрегает ли на самом деле отказ Лютера от активного человеческого участия в своем спасении, человеческой свободой, той самой свободой, в которой коренится человеческое достоинство. С этой перспективы, и вопросы Лютера, и его ответы нам сложно применить к сегодняшнему дню.

Но люди, конечно, по-прежнему живут в страхе за себя даже сегодня. Они по-прежнему жаждут безоговорочного принятия и все так же сталкиваются со страхом не удовлетворить ожидания общества. Они испытывают давление как на работе, так и в своей домашней и семейной жизни, и, хотя они очень стараются и делают все, что в их силах, у них по-прежнему часто остается чувство, что они не оправдывают ожиданий. Другие люди чувствуют, что их таланты и способности не признаются и не используются должным образом, когда они не могут найти работу или воспринимаются обществом как «неэффективные» из-за своего возраста, болезни или слабости. Третьи страдают из-за того, что бедность лишает их возможности активно участвовать в жизни общества или приобретать для этого знания и навыки. И есть те, кто чувствует себя отчужденным из-за своего этнического происхождения, пола или образа жизни. Стремление быть принятым как личность, обладающая человеческим достоинством, не менее сильно, чем во времена Лютера.

То же касается и вины. Сегодня люди также живут с чувством вины, стыдятся своего поведения и страдают от самобичевания. Они знают, что не могут изменить то, что было сделано, или сделать это лучше, и жаждут прощения и нового начала, даже зная, что они этого не заслужили.

Часто можно услышать, что «оправдание только верой» слишком сильно фокусируется на негативном опыте греховности и вины. Что оно слишком односторонне и больше не соответствует тому, как современные люди относятся к жизни. Даже христиане сегодня могут чувствовать себя более открытыми, чем в прежние времена, стремлению к земному счастью и распознавать в нем отражение вечного Спасения. Однако это не должно противоречить оправданию только верой. Чувство счастья также включает в себя понимание того, что успех и благосостояние остаются вне нашего контроля, несмотря на все наши усилия, и, таким образом, остаются незаслуженным даром, дающим нам повод для радостной благодарности.

Таким образом, учение об оправдании только верой может по-прежнему иметь для нас значение, освободить нас и дать нам облегчение и мужество. Доктрина может помочь нам понять, что Бог принимает нас безусловно. Бог уже принял нас, даже до того, как мы сможем что-либо сделать.  Спасение не продается! Бог уважает нас, даже тогда, когда мы не можем найти к себе никакого уважения. Бог предлагает достоинство, даже когда люди унижают и презирают других. Бог открывает новые горизонты, когда ситуация кажется безнадежной. Бог дает нам свободу действовать, когда мы в подавленном состоянии. «Только верой» может означать, что принятие, достоинство, утешение, новая надежда — все это подарок. И, как всякий настоящий подарок, он является добровольным, неподвластным нашему контролю, к нему нельзя принудить и его нельзя продавать. «Только верой» — это послание, которое остается важным сегодня: спасение, новая и подлинная жизнь в вере «не для продажи», нам не нужно постоянно пересчитывать, достаточно ли у нас собственного «капитала», чтобы купить его.

Наполненный страхом, Лютер спросил: «Как мне найти милостивого Бога?» И он долго и упорно бился над этим вопросом. Ответ, который в конечном итоге возник, прост и имеет большое значение сегодня: нам не нужно искать этого Бога — у нас уже есть этот Бог.

Бернд Обердорфер, профессор систематического богословия и экуменизма в Аугсбургском университете

из буклета Всемирной Лютеранской Федерации Salvation – not for sail