19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, тоесли бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

(на Луки 16:10-31)

Lazarus and the Rich Man (5 Lessons) — Parables of Jesus

Дорогие друзья! Сегодня мы рассматриваем знаменитую историю Иисуса о богаче и Лазаре. Ещё с глубокой древности в христианской Церкви были споры: это реальная история или просто притча. Знаменитый православный кампелятор толкований Феофилакт Болгарский в 11 веке был убеждён, что эта история – притча и не соглашался с теми, кто считал её реальной историей. Главным основанием для этого было убеждение в том, что лоно Авраамово – это рай, куда попадают ветхозаветные праведники после Крестной жертвы или верующие в Иисуса Христа. А до распятия Иисуса бедняк не мог попасть в рай.

Мы не будем сейчас анализировать верования Феофилакта Болгарского, я лишь вспомнил о нём, чтобы показать, что Феофилакт, считая эту историю притчей, нисколько не сомневался в том, что рай и ад действительно существуют, и души имеют своё сознательное бытие после смерти. В наше время появилось достаточно много представителей христианских верований, которые отрицают сознательное бытие души после смерти. Таких много и в академической христианской среде.

Давайте задумаемся вначале над притчами Иисуса. Рассказывал ли Иисус людям в своих притчах что-то странное, что было для них совершенно новым и непонятным? Конечно, нет. Примеры, кот орые приводил Иисум, для людей должны были быть естественными и несомненными. Поэтому, когда Иисус изображал людям аллегорию, буквальная история всегда была для них надёжным основанием для рассуждения. Своими историями Иисус не вводил в заблуждение простой народ, он всегда аппелировал к их здравому смыслу и фундаментальным понятиям. Поэтому, когда Иисус рассказывл историю о богаче и Лазаре, народ не сомневался в том, что бытие души, которое им описывал Иисус, таковым и является. То, что ранняя Церковь и Апостолы именно так веровали нам свидетельствует Ап. Павел: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23). И подобно Ап. Павлу, Игнатий Богоносец так же стремился встретиться со Христом после своей казни. Если бы христианская Церковь веровала бы иначе, тысячи мучеников не были бы столь ревностными в своём исповедании. И книга Откровения нам прямо подтверждает такое верование ранних христиан.

К сожалению, современные христиане, по причине своего светского образования, считают себя более понимающими суть и смысл христианской веры, чем апостольские ученики, да и сами Апостолы.

Задумаемся же над главным посланием Иисуса в этой притче: бедняк оказался праведником и после смерти получил блаженное бытие. В соответствие с обетованиями Закона Моисеева, праведник и его потомство должны на земле преуспевать (хотя благоденствие отдельно взятого верующего было неотделимо от благоденствия всего народа израильского), но бедняк оказался праведником, а богач, которого все хвалили и считали благословенным Богом, оказался в аду.

Мы не знаем, почему праведник оказался бедняком. К сожалению, история Ветхого Завета знает много случаев, когда праведники претерпевали бедствие и погибали. Но история богача для нас очень важна. В наше время почему-то христиане стали пользоваться светскими понятиями о праведном и неправедном. Если ты законно нажил своё богатство и у государства нет к тебе претензий, то твоё богатство считается «праведным», а если ты делал что-то незаконное, то «неправедным». Похоже, что богач в притче придерживался такого же мнения. Но давайте задумаемся: ни в Ветхом Завете, ни в притчах Иисуса земные богатства никогда не называются праведными или неправедными. Это всего лишь «тленное», то, что человек не сможет взять с собой в потусторонний мир. Когда Иисус говорит: «собирайте себе сокровища на небесах», Он говорит о добрых, праведных делах, о делах любви и милосердия.

Иисус объяснил людям, что земные богатства не являются доказательством того, что ты хороший в глазах Бога. В чём же богач был неправ? Ведь он не нарушал Закон, возможно, давал десятину в храм (ведь его все уважали), может быть, даже он любил своих родителей и явно не нарушал 10 заповедей. Ответ всегда лежал возле дверей этого богача. Весь Закон можно было свести к двум заповедям, как этому учил не только Иисус, но и известный фарисейский учитель Гамалиил: «возлюби Господа Бога твоего… и ближнего своего, как самого себя». Как видим, богач, на самом деле, пренебрегал Законом, когда он пренебрегал ближним. И в своём презрении Лазаря богач никогда не каялся. Этот принцип справедлив для всех верующих. «Мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназнаил нам исполнять» (Еф. 2:10). И верует не тот, кто не делает греха, а тот, кто делает добро. Мы веруем для того, чтобы исполнять волю Божью, а не для того, чтобы не делать ничего хорошего или плохого.

В этой истории Иисус также даёт всем большое предупреждение, что люди не оправдаются тем, что их не убедили. Иисус ответил богачу, то у его братьев есть Священное Писание, которому они должны веровать и ничто не может быть больше этого свидетельства. А нам Иисус говорит: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48).

Дорогие друзья! «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать», не будем превозноситься над словами нашего Господа, не будем считать себя мудрее Апостолов, «смиримся под крепкую руку Божью», прославим Господа от всего сердца, тогда вкусим, что «благ Господь». И тогда «благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа» точно пребудут с нами. Аминь!

Пастор Владислав Цеханович