[Тогда] подошли к Нему сыновья Зеведея Иаков и Иоанн и сказали: «Учитель! Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим». Он сказал им: «Что хотите, чтобы Я сделал вам?» Они сказали Ему: «Дай нам сесть у Тебя – одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Но Иисус сказал им: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Они отвечали: «Можем». Иисус же сказал им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня [зависит], но кому уготовано». И, услышав это, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугой; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мар.10:35-45)

благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. (Jub Фил.1:2)

Джордан Питерсон, один из самых известных консервативных мыслителей современности – большой сторонник иерархий в человеческом обществе. В своей книге «12 правил жизни» обосновывал их необходимость биологией. В качестве иллюстрации он использовал лобстеров – больших морских ракообразных, считающихся деликатесом и их борьбу за территорию. В «12 правилах жизни» Питерсон постоянно проводит параллели между лобстерами и людьми: «с лобстерами нас роднят не только поведение и опыт. Даже базовая нейрохимия у нас одинаковая…», а «принцип „победитель получает всё” в мире лобстеров работает так же, как в человеческих обществах».

И Питерсоном трудно не согласиться. Действительно жизнь многих людей до сих пор в той или иной степени связана с борьбой за ресурсы: власть, деньги, секс, а для этого нужно стремится к самому высокому месту в иерархии, уничтожая и унижая своих конкурентов и выскочек.

Даже на уровне государств это продолжает работать. Есть небольшая группа стран, которым можно все, а есть все остальные, которых они стремятся подчинить своей воле. Во многом, именно с этим и связано то, что путинская Россия решила напасть на Украину – в его глазах мы просто выскочки, которых нужно поставить на место и подчинить себе, а если не получится – то уничтожить.

Иисус признает эту реальность: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими» (Мар.10:42). Отношения иерархии и доминирования были хорошо знакомы Его ученикам.

Но важно понимать, что такое положение вещей – результат грехопадения. Иерархия между людьми появилась как результат проклятия, когда Господь сказал Еве «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:8). Иерархии между людьми нет в первоначальном Божьем замысле: мы все — и мужчины и женщины, и взрослые и дети, и местные и приезжие – сотворены по Его образу и подобию и тем ценны в его глазах. И также в Его глазах, как написано: «Нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». «Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их». «Уста их полны злословия и горечи». «Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира». «Нет страха Божьего перед глазами их». (Рим.3:10-18)

И эта иерархия: где сильные унижают слабых, богатые – бедных, мужчины – женщин, большие государства – маленькие – это свидетельство того, что мир устроен неправильно. Иерархии действительно приносят определенную пользу и порядок, сдерживая людей от окончательного превращения в зверей и кровавых войн всех против всех за лучшее место под солнцем. Но они же и принижают человеческое достоинство и доставляют постоянные страдания тем, кто находится на низших ступенях.

Иоанн и Иаков подходят к Иисусу с просьбой поставить их на самые высокие места в иерархии. Они надеялись, что после Его блистательной победы над римскими оккупантами и разного рода коллаборационистами, включая первосвященников Иерусалимского Храма, они смогут пожинать плоды своей верности Иисусу, наслаждаясь властью и тем, что она приносит.

В ответе Иисус говорит им вопрос: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Другими словами: «Готовы ли вы пройти тот же путь что и Я?»

Они самоуверенно ответили: «Можем».

Иисус же сказал им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня, но кому уготовано». То есть «Да, — говорит Иисус. – Вам придется пройти такой же путь, как и я. Но чтобы ваше пожелание сбылось вам нужно быть особым образом подготовленными». В чем же заключается эта подготовка?

Когда просьба Иоанна и Иакова стала известна другим ученикам, те, естественно, вознегодовали. У каждого из них были свои амбиции, все хотели занять самое высшее место при дворе у перспективного претендента на царский престол. Как те лобстеры, которые борются за лучшую территорию на дне океана.

Иисус реагирует на такие настроения Своей короткой речью, в которой излагает Конституцию Своего Царства: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугой; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

«Но между вами да не будет так» — Иисус решительно отвергает насилие и эгоистичные устремления, в качестве основы для Своего Царства. Он отвергает иерархии этого мира. Вместо этого он закладывает в фундамент самоотречение ради служения другим. Это ценность, которая абсолютно противоположна стремлениям тех, кто хочет власти и влияния. При этом Иисус не отвергает здоровые амбиции. «Хочешь быть великим в Моем Царстве? Пожалуйста! Для этого тебе нужно следовать за мной по пути самоотречения ради того, чтобы служить людям. Вплоть до своей смерти». Это было неожиданное, революционное учение. И в последствии в той или иной форме Иисус не раз повторял эту мысль ученикам, но лишь после распятия и последовавшего Воскресения до них наконец дошел урок.

Английский богослов Николас Томас Райт пишет в своей книге, посвященной распятию Христа: «Подобно убийству Юлия Цезаря примерно за 70 лет до того, распятие Иисуса знаменует окончание одной эпохи и начало другой. А первые последователи Иисуса видели в его распятии нечто большее. Они видели в нем не просто важнейшее событие в человеческой истории, но и во всей истории взаимоотношений между Богом и миром. Они верили, что через это событие единый истинный Бог внезапно и решительно начал осуществление своего плана по спасению мира. Этот день стал для них началом революции».

Апостол Павел в письме христианам Коринфа описывает и ее окончательную цель: «А затем [наступит] конец, когда [Иисус] предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, пока не низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор 15:24-26). Смерть – главный тиран перед которым бессильны все, на какой бы ступени иерархии они не находились. Другие тираны этого мира перед ее лицом стремятся войти в историю, завершить свою «историческую миссию» ради осуществления которой должны гибнуть и страдать тысячи людей. Наш же Царь вступил со смертью в бой и победил ее. Наша христианская надежда на то, что и смерть, и все иерархии этого мира в итоге будут уничтожены и новое Царство окончательно восторжествует, «на земле, как и на небе». Победитель получает все. Только победитель – это сам Бог.

Церковь – это революционная организация. Не потому, что мы стремимся устраивать перевороты и захватывать власть. На самом деле все намного серьезней. Мы подрываем коренные устои общества, в котором мы живем. В обществе, где все основывается на насилии и подавлении, мы строим альтернативную систему, перевернутую пирамиду ценностей – где самые великие и влиятельные, те – кто отдает свою жизнь ради служения другим.

Распятие Христа показывает нам, что мы не лобстеры и наше призвание не жить ради обеспечения своих интересов, унижая других. Но мы образ и подобие Бога. Бога, который даже в самые тяжелые времена, когда кажется что нет никакой надежды, любит нас и служит нам.

и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. (Jub Фил.4:7) (Аминь!)