25 июня Лютеранская Церковь отмечает День Аугсбургского вероисповедания.

В этот день в 1530 году на рейхстаге в немецком городе Аугсбурге император потребовал от князей и вольных городов, к тому времени принявших учение Мартина Лютера, дать отчет о своей вере. В ответ они представили текст, который был составлен Филиппом Меланхтоном, одним из друзей Лютера, и в котором излагались основы нового вероучения. Князья и главы вольных городов сделали это, вполне сознавая, что тем самым они навлекают на себя гнев императора, который оставался верным Римской Церкви, и гнев множества духовных и светских властителей Священной Римской Империи. В дальнейшем этот текст, который получил название «Аугсбургское вероисповедание», стал и до сих пор остается одним из базовых вероисповедных текстов лютеранской Церкви.

Меня постоянно удивляет эта решимость властителей и простых людей того времени встать на сторону Реформации. Ведь возможные политические или экономические выгоды, которые несла относительная независимость от Рима и Империи перевешивались вполне реальными опасностями и угрозами. Но самое главное: учение Лютера и его сторонников – что бы ни утверждали светские историки! – не было чем-то само собой разумеющимся, интуитивно понятным, прогрессивным, объективно способствующим процветанию общества. Оно не было таким!

Дорогие сестры и братья, нет, они не были религиозными фанатиками, потенциальными мучениками или даже просто героями веры, эти князья и представители вольных городов, что перед лицом императора торжественно присоединились к исповеданию Реформации на рейхстаге в Аугсбурге. Они прекрасно понимали те экономические выгоды, которые дает им Реформация. Они осознавали и возможные политические преимущества в случае присоединения к ней. И все же, все же, только этим одним нельзя объяснить их мужественный, дерзкий поступок…Всегда и во все времена всем очевидна простая истина: если хочешь чего-либо достичь, нужно изрядно потрудиться. «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», или, в крайнем случае «Удача – награда за смелость». Точно также думают и об отношениях Бога с людьми: если хочешь спастись, если хочешь стать угодным Богу, нужно приложить к этому усилия. Это ведь так естественно, это ведь так очевидно! Можно спорить о том, что именно нужно делать: поститься, помогать нуждающимся, совершать духовные упражнения, молиться таким или таким образом, страдать или, наоборот, учиться быть счастливым, совершать великие поступки, или тихо и незаметно взращивать в себе некую внутреннюю духовность. Здесь, в этих спорах, проходят границы между различными религиями и религиозными течениями. Одни отстаивают один путь спасения, другие – другой.

Лютеранство же просто объявляет все эти споры бессмысленными! Оно утверждает: Бог принимает человека совершенно независимо от его усилий и стараний. Бог принимает человека, даже самого великого грешника, просто потому, что любит его. Нас спасает любовь Бога к нам, и только она. И эта любовь не зависит от того, сколько мы сделали для своего спасения или на какой духовной ступени мы стоим.Это противоестественное учение! Мы всегда стремимся заслужить любовь и почет. Точно также и в отношениях с Богом.Даже самый вяло верующий человек старается исполнять какие-то предписания и заповеди, совершать какие-то ритуалы, чтобы хоть как-то повлиять на свои отношения с Богом.

Лютеранство объявляет все это ненужным. Любовь Бога нельзя заслужить. Она дается только незаслуженно и только даром. Всякие попытки заплатить за нее оскорбительны! А нам так хочется заплатить. Нам так хочется сказать: «Смотрите, Бог не просто так любит меня. Я смог заслужить Его любовь, доказать, что я ее достоин». Это такое понятное стремление, такое естественное…

Те князья и представители вольных городов совершили тогда в Аугсбурге дерзкий поступок. Он был дерзким не просто потому, что своим исповеданием они бросили вызов императору и всей Империи. Но и потому, что они решились исповедовать такую веру. Они исповедали, что они ничем, абсолютно ничем не заслуживают Божьей любви, но Бог все же любит их. Они исповедали, что даже самая глубокая пропасть греха куда мельче, чем бездна Божьей любви. Они исповедали, что у них нет никакой надежды на спасение, им не на что больше положиться, кроме как на любовь Бога, то есть на то, что не в их власти. Они выпустили свое спасение, свою вечность из своих рук.Полагаться не на количество и качество молитв, не на свои хорошие дела и поступки, не на перенесенные ради правого дела страдания, не на правильность совершенных ритуалов, не на степень своей духовности, а только на милость и любовь Бога, – вот суть Аугсбургского вероисповедания.И оно не было чем-то само собой разумеющимся, интуитивно понятным, прогрессивным, объективно способствующим процветанию общества. И оно никогда не будет таким.Как никогда не будет такой любовь.

Нет, они не были религиозными фанатиками, потенциальными мучениками или даже просто героями веры, эти князья и представители вольных городов, что перед лицом императора торжественно присоединились к исповеданию Реформации на рейхстаге в Аугсбурге. Они были людьми, грешными и слабыми людьми, но людьми, которые просто ощутили прикосновение Божьей любви. Больше ничего. Просто прикосновение любви.

Доктор теологии Антон Тихомиров

Источник: Der Bote 2/2010